Иванищева, О. Н. Словарь лексики традиционных промыслов и хозяйственных занятий кольских саамов : (на материале кильдинского диалекта саамского языка) / О. Н. Иванищева, А. М. Эрштадт ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 249 с.
(киль), который спереди поднимается вверх, образуя нос керёжи, и восемь поперечных шпангоутов (ребер), прибитых к полозу-дну попарно по обе стороны. К этому остову с помощью веревок и деревянных гвоздей крепили высокую прямую спинку и боковые доски, образующие борта. В носовой части керёжи делали отверстие для привязывания упряжи. Различий между мужской и женской керёжами не было. Делали такие лодки - сани из прочного дерева - сосны или ели. Ездок сидел в керёже облокотившись на спинку и вытянув ноги вперед (иногда свесив левую ногу через борт). Для тепла и большей безопасности (при езде керёжа переваливается с боку на бок) в передней ее части сооружали полог, закрепленный ремнями. Есть сведения, что в давние времена полоз керёжи снизу был полукруглым, что усиливало раскачивание керёжи при езде, поэтому ездок привязывал себя ремнями или веревками [ХМЧ, 10]. Кережка в старину, в теплую снежную погоду или в пургу, служила походным жилищем. Несколько кережек ставилось вертикально, по кругу, ребром к ребру. Внутри разводился огонь. Иногда все это сооружение снаружи чем-нибудь покрывалось или обматывалось салвасами [ЧРН 19306, 108]. Характерным различием (лапландского и самоедского оленеводства - А.Э.) является тип главного транспортного «экипажа»: типичной лопарской посудиной для передвижения является кересъ (в русской переделке - керёжка), типичным самоедским - «норт» (нарты, сани). Кересь - это небольшая, около 2 метров длины, сшитая из нескольких продольно расположенных деревянных частей лодка с заостренные носом и обрубленной кормой. Ни у какой другой народности занимающейся оленеводством, не встречается средства передвижения, подобного кереси. Применение кереси указывает на самостоятельное развитие (а может быть и возникновение) оленеводства у лопарей. Кересь вероятнее всего ведет свое происхождение от лодки, скорей всего - от долбленки, применявшейся на реках и озерах [AJIM 19286, 36]. Кережа с полным основанием относится к древнейшему типу саней, представляя нечто среднее между лодкой и лыжами. Распространена она была повсеместно, как у саамов Кольского полуострова, так и у зарубежных и, как будто бы, в форме ее никаких существенных изменений у тех и других не было. Оригинальная эта повозка ни у каких других народов Севера не встречалась. Внешний ее вид напоминает узкую лодку с отрезанной кормой. Центром кережи служит гнутый березовый или еловый полоз (эль). По полозу расположены 5 или 7 гнутых ребер, к которым с обеих сторон параллельно полозу прибиты по 3-4 узкие доски, составляющие борта кережи. Конусообразный нос слегка приподнят, чтобы кережа не зарывалась в снег, спинка отогнута для удобства ездока. Грузовая кережа отличается от легковой только большими размерами. В недавнем еще прошлом борта кережи сшивались древесными корнями или деревянными гвоздями. На спинке кережи, обычно орнаментированной, ввернуто 102
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz