Иванищева, О. Н. Словарь лексики традиционных промыслов и хозяйственных занятий кольских саамов : (на материале кильдинского диалекта саамского языка) / О. Н. Иванищева, А. М. Эрштадт ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 249 с.
отбрасывается в левую сторону на снег, и олени останавливаются [ВЛК, 37-38]. харя папл - шарик на конце хорея [СРС, 375; АА]. Комм.: см. харя. Санные транспортные средства и их части Кережа кёресь - керёжа (древние саамские сани без полозьев) [СРС, 106; АА]. Комм.: Она (упряжь - А.Э.) состояла обычно также из одного оленя, запряженного в однополозные, бескопыльные сани, называемые кережей (k'Er'es' - клд.; иок.), напоминающие по форме лодку со срезанной кормой и острым высоко поднятым носом. В редких случаях при перевозке особенно тяжелых грузов в кережу запрягали двух оленей. Одно из основных отличий кережи конца XIX в. состояло, по-видимому, в том, что у нее не было закругленного снаружи основания, позволявшего ей при езде свободно переваливаться с боку на бок, а она имела довольно широкое, суживающееся кпереди плоское дно-полоз (еГ - иок.), способное легко скользить по снегу. Это дно образовывалось одной широкой продольной доской (заменившей киль), которая шла от «кормы» к «носу» и у носа суживалась и утолщалась одновременно. К этой килевой доске было прикреплено (прибито гвоздями) 4 поперечных шпангоута (по 4 на каждый борт). Все это составляло остов кережи, к которому с помощью веревок и деревянных гвоздей прикреплялась прямая спинка и боковые продольные доски (по 3 доски с каждого борта). Кережу делали обычно из особенно прочных пород деревьев (сосны или ели). В носовой части кережи делалось небольшое отверстие, куда пропускалась кожаная петля, к которой прикреплялась упряжь. Различий между женской и мужской кережей не было, В женскую лишь старались запрягать обычно белого быка - хирваса... На ездовой кереже сидели с вытянутыми ногами или же вытянув правую ногу и свесив левую на левый борт саней... Кроме легковой или ездовой кережи (vijem'—k'tr'es' - иок.; vujim- k'Er'es' - кдд.) у саамов в конце XIX-начале XX в. были и грузовые кережи (viessim- k'er'es' - иок.; vusim-k'Er'es' - клд.), которые по своей конструкции ничем не отличались от первых, но бывали значительно больших размеров и с более низкой спинкой или совсем без нее. Груз, уложенный на такую кережу, закрывали брезентом и зашнуровывали веревками (nirr* - иок.; пйг'г' - клд.), для продевания которых в бортах саней имелись специальные отверстия. Олень, запряженный в кережу, мог вести не более 100 кг груза [ЛУК 1971, 72-74]. Керёжа (по-саамски - кёрёж) и строилась, как лодка, как маленький корабль. Остов ее составляют продольный брус - полоз 101
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz