Иванищева О.Н. Диалог с читателем: (печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона).Мурманск, 2014.

указанных года на хранение в архив было отправлено лишь 65 писем. Именно они составили объем общей выборки нашего исследования. Личные данные, указанные в текстах писем, говорят о том, что 32 из них (49% выборки) были написаны женщинами, 26 (40%) - мужчинами, 4 (6%) - от имени организации и 3 (5%) - коллективом авторов. При этом 39 из 65 писем (60%) написаны пенсионерами; средний возраст авторов составляет 68 лет. Эти показатели свидетельствуют о том, что в подав­ ляющем числе случаев использовать бумажные письма в качестве канала связи с журналистами предпочитают именно люди пенсионного возраста, что в целом объяснимо с учетом их «компьютерной неграмотности», а также недоверия к современным коммуникационным технологиям, что подтверждают результаты анкетного опроса читателей. С точки зрения принципов партиципарности в процессе обработки писем .важно учитывать степень готовности читателя поддерживать «об­ ратную связь» с журналистом. Эта степень определяется, в частности, же­ ланием или нежеланием автора письма предоставить редакции свои дан­ ные (по крайней мере, номер телефона) для последующих контактов. Из общего числа авторов проанализированных нами писем лишь 14 чел. (22%) указали свои контактные данные. Это позволяет сделать вывод о не­ готовности большинства читателей к потенциальным личным контактам с сотрудниками редакции, что не способствует становлению партиципарных связей. По тематике проанализированные нами письма распределились сле­ дующим образом: просьба посодействовать в решении проблемы - 23%, отклик на журналистскую публикацию в газете - 17%, благодарности и по­ здравления - 17%, изложение размышлений на определенную тему - 12%, творчество (прозаические и поэтические тексты) - 12%, просьба ответить на конкретный вопрос - 8%, просьба в оказании информационного содей­ ствия - 6%, информация «к сведению журналистов» (возможно, покажется им интересной) - 3%, непосредственное обращение к власти - 2%. Очевидно, что поиск путей решения той или иной проблемы читате­ ли более склонны перекладывать на журналиста, чем брать на себя. В газе­ те они видят друга и помощника, но не соратника в борьбе с теми или иными проблемами общества, занимая, таким образом, пассивную, выжи­ дательную позицию. Невысокий процент (3%) желающих предложить ре­ дакции тему для обсуждения указывает на нежелание читателей участво­ вать в формировании редакционной «повестки дня», что свидетельствует о крайне низкой степени внедрения партиципарных принципов в работу ре­ дакции. По редакционным отметкам на каждом из писем мы можем судить о действиях, которые предприняла редакция в отношении этих писем. Так, на 21 из 65 проанализированных писем (32%) стоит отметка «Опубликова­ но», на 6 (9%) - «Ответ дан (по телефону/в газете)». При этом наибольшее 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz