Иванищева О.Н. Диалог с читателем: (печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона).Мурманск, 2014.
риалам, опубликованным на веб-сайте газеты. В 181 публикации, что составляет 85% общего числа проанализиро ванных материалов, мнения граждан игнорируются, а содержание и форма журналистских материалов не побуждают читателей к откликам и выраже нию собственной точки зрения. Текст, как правило, выстроен по схеме «констатация факта/описание проблемной ситуации - комментарии пред ставителей властных структур». Например, в своем материале «Семечку» вернули мурманчанам» от 16.06.2012 О. Душеньковская сообщает о том, что строительство частного кафе на берегу Семеновского озера будет пре кращено. Автор рассматривает контекст и ретроспективу описываемой си туации и в заключение приводит комментарий судебного пристава. Ком ментарии обозначенных в заголовке мурманчан, напротив, отсутствуют, что формирует, с точки зрения восприятия текста читателем, ощущение информационной несостоятельности журналистского материала и вызыва ет эффект «обманутого ожидания». В ходе исследования нами было также установлено, что характер ным для рассматриваемых текстов является необоснованное использова ние приема генерализации, когда мнение одного субъекта обобщается до уровня мнения сообщества. К примеру, в публикации Ю. Валаминой «Дол гожданное решение пришло неожиданно» от 14.02.2012, в которой идет речь о присвоении поселку Никель статуса монопрофильного, ситуацию комментирует глава местной администрации А. Пономарев: «...Мы очень ждали этого решения...». Далее автор указывает, что и по мнению жителей Никеля это решение открывает возможности для развития поселка: «...Перспективным считают никельчане и возрождение животноводст ва...», и в подтверждение этому вновь цитирует слова А. Пономарева: «Рабочие руки найдутся, ведь многие в поселке знакомы с этим делом...», замещая этой цитатой информацию, которую можно было бы почерпнуть из комментариев самих никельчан. Таким образом, мы видим нарушение одной из функций партиципарной коммуникации - выстраивания СМИ полноценного диалога между властью и своими читателями. Авторы журналистских публикаций, освещая резонансные темы, ориентируют читателей на пассивное восприятие информации. К примеру, Е. Сабурова свой материал «Ничего человеческого» от 03.02.2012 начинает словами «Проблема бездомных животных остроты своей не теряет...», подкрепляя данный тезис примерами жестокого обращения с бездомными животными в Мурманске. При этом автор в целом ограничивается лишь утверждением о наличии проблемы и высокой степени ее серьезности, но не предлагает возможных путей ее решения и не призывает читателей при соединиться к обсуждению проблемы. Таким образом, читателю предлага ется лишь следить за развитием событий. Из всего объема проанализиро ванного материала лишь в одной публикации (Ю. Валамина «Разговор бизнеса и власти необходим, как воздух», 16.02.12) содержится прямой 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz