Иванищева О.Н. Диалог с читателем: (печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона).Мурманск, 2014.

пониманию того, каким образом газета сможет «выйти в область», достиг­ нуть тех районов, где она пока не распространяется. Становление партиципарной коммуникации в работе редакции не­ возможно без стремления как журналистов, так и читателей к участию в диалоге. При этом важную роль в установлении двустороннего контакта играет профессиональное самосознание журналиста. В целях выявления степени готовности редакции к взаимодействию с читателями было проведено анкетирование журналистов «Мурманского вестника». Штатным сотрудникам газеты было предложено ответить на вопросы о миссии журналиста, о том, кем/чем для них является аудитория и как на практике строится взаимодействие с ней. В опросе приняли уча­ стие 15 чел.; стаж работы респондентов в сфере журналистики - от 7 до 35 лет. Анкетирование показало, что большинство журналистов «Мурман­ ского вестника» (8 журналистов; 53% опрошенных) считают аудиторию полноправным участником информационного взаимодействия, в то время как 4 сотрудника (27%) воспринимают читателей как массовую общность потребителей информации и 2 (13%) - как мишень пропагандистского воз­ действия. Подавляющее большинство респондентов (13 журналистов; 87% оп­ рошенных) полагают, что основные задачи редакции «Мурманского вест­ ника» состоят в содействии взаимопониманию людей и властных структур, отражении разнообразия мнений, объяснении, толковании фактов, а также в оказании помощи в разрешении общественных споров. Один из опро­ шенных придерживается рыночного подхода в работе СМИ, считая разви­ тие газеты как субъекта бизнеса основной целью издания. Еще один рес­ пондент убежден, что газета призвана оказывать влияние на сознание и по­ ведение людей. 6 журналистов (40% опрошенных) утверждают, что лишь некоторые читатели проявляют инициативу и предлагают обсудить на страницах газе­ ты те или иные социально значимые темы и вопросы. Столько же журна­ листов считают, что читатели, обращаясь в редакцию, чаще жалуются, чем предлагают что-либо для обсуждения. Лишь один из опрошенных убеж­ ден, что большинство читателей желают участвовать в формировании те­ матики газеты и поэтому делятся с журналистами волнующими их темами. Еще один респондент убежден в обратном: он уверен в том, что большин­ ство читателей не стремится повлиять на выбор тем для освещения в газете. Показателен также тот факт, что 53% от общего числа журналистов, принявших участие в анкетировании, имеют обыкновение спрашивать чи­ тателей, какие конкретно темы и вопросы они хотели бы обсудить на стра­ ницах газеты, если те не проявляют инициативы в формировании «повест­ ки дня». Лишь один из опрошенных сотрудников редакции утверждает, что знает из опыта, что волнует читателей, и поэтому никогда их не спра­ 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz