Иванищева О.Н. Диалог с читателем: (печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона).Мурманск, 2014.

формальных и качественных показателей, которые в совокупности делают возможным осуществление диалога в рамках коммуникационной модели «журналист - читатель». Одним из таких формальных признаков является формирование ре­ дакцией условий для комфортного восприятия публикуемой информации. Немаловажную роль в этом играет грамотно разработанный тематический рубрикатор. В целом для «Мурманского вестника» характерна дифференциро­ ванная система рубрик - их в газете насчитывается более 20 («Жилком­ хоз», «Агропром», «Мы и закон», «Спрашивали - отвечаем», «Военное обозрение», «Рыбацкий вопрос» и другие). На наш взгляд (М.А Жегали- ной. - О.И.), такое многообразие рубрик свидетельствует как о широте те­ матического охвата, так и о разнообразии в подходах к освещению той или иной темы. Кроме того, названия многих рубрик, как правило, облегчают ориентирование в информационном пространстве газеты. К примеру, такие названия рубрик, как «Актуально», «Горячая тема», «Градус проблемы» указывают на степень актуальности рассматриваемого вопроса, «Из пер­ вых уст», «Точка зрения», «В комитетах областной думы» указывают на источник публикуемой информации, а названия «Продолжая тему», «Воз­ вращаясь к теме» сигнализируют читателю о наличии предшествующих публикаций, посвященных данному вопросу. Однако наблюдается и тенденция к непоследовательности и хаотич­ ности в наименовании, а также тематическом распределении рубрик. По­ мимо постоянных рубрик в номерах газеты время от времени публикуют­ ся такие рубрики, как «Ситуация», «Эхо обиды», «Так и живем», «Насле­ дие», «Духовная крепость» и др. Подобные обтекаемые формулировки, от­ сутствие конкретики в названиях рубрик создает путаницу при попытке отнести их к какому-либо тематическому разделу, что в известной степени усложняет читателям поиск интересующей их информации. Необходимой предпосылкой становления диалоговых отношений в работе редакции является также наличие объективных условий для осуще­ ствления прямого (личностного) контакта журналистов с активными пред­ ставителями аудитории. На практике контакт с журналистом читатели «Мурманского вестника» могут установить лишь посредством использова­ ния общей корпоративной почты и редакционных телефонов вахты или приемной. Это обусловлено тем, что корреспонденты «Мурманского вест­ ника» предпочитают не указывать свои индивидуальные контактные дан­ ные (номер телефона, адрес электронной почты) в публикациях. Таким об­ разом, читатели фактически лишены возможности напрямую общаться с работником газеты, который готовит или потенциально смог бы подгото­ вить материалы на интересующие их темы. Читатели перестают рассмат­ ривать журналиста как собеседника, открытого для диалога. Происходит отстранение аудитории от участия в организации информационного обме­ 83

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz