Иванищева О.Н. Диалог с читателем: (печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона).Мурманск, 2014.

власти, функционировании законов, возможности создания социальных объединений, оппозиции. Такая социальная неграмотность и апатия в це­ лом характера для регионального развития социума в России и является существенным препятствием для становления партиципарной коммуника­ ции в стране. Россияне, в том числе жители Мурманска, имеют четкое представление о разделение власти на три ветви - законодательную, су­ дебную, исполнительную - признают существование неофициальной чет­ вертой ветви - СМИ, но не включают себя, как граждан общества, в функ­ ционирование данных структур, предпочитают перекладывать решение своих проблем на другие лица, не чувствуют возможности осуществления полноценного диалога с властными структурами. Даже имея информационный повод для журналистского материала (мурманчане становятся свидетелями необычных акций в городе, проис­ шествий, видят происходящие в обществе процессы, например, злоупот­ ребления властью, превышение полномочий, плохое исполнение своих обязанностей различными социальными институтами общества), горожане проявляют пассивное отношение к решению данных проблема, не хотят решать их ни в объединении с другими гражданами, ни с работниками СМИ. Наиболее популярный информационный материал мурманчан для журналистов - творчество, благодарности, объявления, поздравления. Но данные примеры нельзя считать проявлением партиципарной коммуника­ ции, так как эти способы взаимодействия читателя со СМИ являются тра­ диционными и не соответствуют одной из функций данного процесса - во­ влечение читателей в процесс создания газетных материалов ради измене­ ния общества вокруг себя. В данном случае мы можем наблюдать лишь исполнение другой функции: «Вечерний Мурманск» цитирует мнение чи­ тателей на своих полосах, но при этом не берет на себя инициативу созда­ ния совещательного городского форума по тем или иным проблемам. Та­ ким образом, мы видим функциональную недостаточность издания в ос­ воении партиципарной коммуникации. Одними из составляющих построения фундамента партиципарной коммуникации любого СМИ являются ее качественные, количественные и медиаметрические исследования. В газете «Вечерний Мурманск» в по­ следний раз качественные и количественные исследования проводились более 10 лет назад. Тогда был выявлен возраст, гендерное соотношение читателей, их предпочтения по рубрикам. При этом за всю историю функ­ ционирования издания не проводились медиаметрические исследования аудитории. Таким образом, журналисты могут судить о вкусах и желаниях своих читателей, основываясь лишь на данных, полученных от группы конкрет­ ных лиц, которые сами обращаются в редакции со своим мнением. В дан­ ном случае мы видим подмену мнения целого его отдельными составляю­ 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz