Иванищева О.Н. Диалог с читателем: (печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона).Мурманск, 2014.
власти, функционировании законов, возможности создания социальных объединений, оппозиции. Такая социальная неграмотность и апатия в це лом характера для регионального развития социума в России и является существенным препятствием для становления партиципарной коммуника ции в стране. Россияне, в том числе жители Мурманска, имеют четкое представление о разделение власти на три ветви - законодательную, су дебную, исполнительную - признают существование неофициальной чет вертой ветви - СМИ, но не включают себя, как граждан общества, в функ ционирование данных структур, предпочитают перекладывать решение своих проблем на другие лица, не чувствуют возможности осуществления полноценного диалога с властными структурами. Даже имея информационный повод для журналистского материала (мурманчане становятся свидетелями необычных акций в городе, проис шествий, видят происходящие в обществе процессы, например, злоупот ребления властью, превышение полномочий, плохое исполнение своих обязанностей различными социальными институтами общества), горожане проявляют пассивное отношение к решению данных проблема, не хотят решать их ни в объединении с другими гражданами, ни с работниками СМИ. Наиболее популярный информационный материал мурманчан для журналистов - творчество, благодарности, объявления, поздравления. Но данные примеры нельзя считать проявлением партиципарной коммуника ции, так как эти способы взаимодействия читателя со СМИ являются тра диционными и не соответствуют одной из функций данного процесса - во влечение читателей в процесс создания газетных материалов ради измене ния общества вокруг себя. В данном случае мы можем наблюдать лишь исполнение другой функции: «Вечерний Мурманск» цитирует мнение чи тателей на своих полосах, но при этом не берет на себя инициативу созда ния совещательного городского форума по тем или иным проблемам. Та ким образом, мы видим функциональную недостаточность издания в ос воении партиципарной коммуникации. Одними из составляющих построения фундамента партиципарной коммуникации любого СМИ являются ее качественные, количественные и медиаметрические исследования. В газете «Вечерний Мурманск» в по следний раз качественные и количественные исследования проводились более 10 лет назад. Тогда был выявлен возраст, гендерное соотношение читателей, их предпочтения по рубрикам. При этом за всю историю функ ционирования издания не проводились медиаметрические исследования аудитории. Таким образом, журналисты могут судить о вкусах и желаниях своих читателей, основываясь лишь на данных, полученных от группы конкрет ных лиц, которые сами обращаются в редакции со своим мнением. В дан ном случае мы видим подмену мнения целого его отдельными составляю 78
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz