Иванищева О.Н. Диалог с читателем: (печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона).Мурманск, 2014.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 1.1. Понятие региональной журналистики и ее функции в современную информационную эпоху Российская провинциальная журналистика появилась почти столетие спустя после столичной и значительно отставала от нее в освоении отдель­ ных жанров, публицистических приемов, что обусловливалось недоста­ точными литературными силами и цензурными условиями ее существова­ ния (Анронова 2008: 119). Понятие «региональные СМИ» («региональная пресса») - понятие неустоявшееся в теории журналистики. Известна его терминологическая неустойчивость: термины «местная», «провинциальная», «периферийная», «региональная» используются как синонимы применительно к губернской, областной и региональной (межгубернской и межобластной) журналистике (Овсепян 2005: 278). Основополагающим принципом в выделении этого типа СМИ является фактор территориального распространения'. Хотя часть ученых предлагают учитывать при характеристике городской прессы наравне с географическим признаком в качестве типоформирующих со­ держательный и функциональный. Критерий содержания понимается как связь проблемно-тематических линий информационной политики издания с жизнью городского сообщества. Функциональное же предназначение го­ родской прессы как формирование коммуникативной среды (уровня соз­ нания и уровня бытия) - важного фактора устойчивого развития города (см., напр.: Иванова 2005: 6). Первый признак, по нашему мнению, чрез­ вычайно размыт и дублирует понятие «степень близости к читателю», а второй представляется нам очень существенным и тесно связан с функ­ циями региональных СМИ. Региональность определяется в сопоставлении со столично- стью/федеральностью. При определении региональное™ СМИ ученые учитывают широту охвата аудитории и наличие/отсутствие обращенности к столичной аудитории. Современные городские газеты занимают прочные позиции в городском информационном пространстве и представляют со­ бой особую систему изданий, объединенных главным категориальным 1Ср.: «Региональный фактор распространения является, пожалуй, главным парамет­ ром, определяющим качественные и количественные характеристики региональной журналистики, а также организационные условия ее функционирования <.. .> Прежде всего, в отличие от общенациональной, федеральной (или так называемой централь­ ной) прессы региональная журналистика обслуживает информационные потребности той читательской аудитории, которая ограничивается пределами данной части страны, а не всей ее территории» (Овсепян 2005: 278). См. также: Пуля 2004: 12, Корконосен- ко 2001: 87. 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz