Иванищева О.Н. Диалог с читателем: (печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона).Мурманск, 2014.
ПРЕДИСЛОВИЕ Обращение к региональным средствам массовой информации акту ально с нескольких точек зрения. Во-первых, регионализация медийного пространства сопровождается глобализацией в мировом масштабе и федерализаций в российском. В этом плане актуально рассмотреть соотношение этих процессов: с глобализаци ей мир, в том числе информационный, становится более открытым, одно временно растет стремление к локализации, к региональной идентифика ции, к сохранению своего мира. Во-вторых, деятельность СМИ ученые относят к относительно ста бильным социальным факторам формирования региональной идентично сти. Региональная идентичность предполагает гармоничное сочетание ин дивидуальной самости и включенности индивида в региональный социум. С точки зрения социологического подхода наиболее адекватным является определение региональной идентичности как результата когнитивного, ценностного, эмоционального процессов осознания принадлежности инди вида к своему региональному сообществу, проявляющихся в созидатель ной деятельности на благо своего региона, укреплении его места и роли в системе территориальных общностей, формировании имиджа региона. Про цесс формирования региональной идентичности сложен, это двусто ронний процесс. Поэтому очень важно проанализировать как формы взаи модействия региональной газеты со своим читателем, так и выбор читате ля. Новизна данного исследования состоит в том, что в монографии впервые представлен анализ медийного пространства Мурманской облас ти. Работы, дающие обзор мурманской журналистики, - это справочники средств массовой информации (Циркунов 2008; Бакшевников 2012). Спра вочник И.Б. Циркунова, по словам автора, отвечает на вопрос, «сколько и каких наименований газет и журналов издано на Мурмане» (Циркунов 2008: 13). Книга Н.А. Бакшевникова, с 1996 г. возглавляющего Мурман скую областную журналистскую организацию, является уникальной исто рией персоналий мурманской журналистики. Комплексного анализа про блем и специфики мурманской журналистики пока нет. Настоящая моно графия является первым опытом такого обобщения. Научная проблема, на решение которой направлена данная работа, - исследование способов взаимодействия средств массовой информации, ау дитории и власти, применяемых в региональной практике. Актуальность и научная значимость решения проблемы состоит в том, что современные СМИ существуют в условиях динамично изменяющегося социального пространства. При этом происходит изменение отношений между редак циями средств массовой информации, их аудиторией и властью. В связи с этим возникает закономерная потребность в пересмотре принципов орга 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz