Иванищева О.Н. Диалог с читателем: (печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона).Мурманск, 2014.

вия автора газетного текста и его потенциального читателя заключается в заметном усилении интенсивности их совместного творчества - в стремле­ нии обеих сторон к диалогическому взаимодействию. На это указывает, например, широкое распространение на газетных полосах заголовков в форме вопросов, прямых обращений к читателю (Некрасова 2011: 19). При этом, с нашей точки зрения, необходимо различать то, о чём пишет журналист, от того, как он пишет. Ср. разные мнения: «современ­ ный журналист пишет то, что востребовано обществом, и пишет так, как того требует общество» (Некрасова 2011: 20); слова немецкого журналиста Вернера Деинке: «Узнайте, что хотят читатели, и дайте им это прочитать» (из выступления проф. С.Г, Корконосенко на конференции в САФУ им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск) 10.11.2011). Думается, что эта раз­ ница принципиально важна: журналист в последнее время чаще «приспо­ сабливается» к своему читателю с точки зрения языка и стиля, но не с точ­ ки зрения темы и проблемы. Идея о том, что аудитория СМИ - теперь это партнер, становится популярной в рамках теории интерактивности. Это явление обычно связы­ вается с появлением новых медиа. Однако это не совсем так. Н.В. Вакуро­ ва указывает, что потребность в интерактивности возникла раньше, чем появилась техническая возможность для этого: становление диалогических жанров журналистики в электронных СМИ в 1960-70-е гг., возникновение тенденции к персонификации журналистики (1970-80-е гг.), интерактив­ ность, регулируемая коммуникатором, интерактивность в «народных ново­ стях», интерактивная аналитика на радио (1990-е гг.), интерактивность со­ временной блогосферы, не регулируемая коммуникатором, life news - все эти факторы, по мнению, автора, предшествовали развитию того, что сей­ час называют интерактивностью (Вакурова 2011: 131). Отношения с читателем (зрителем, слушателем) имеет и экономиче­ ский аспект проблемы: СМИ часто зависимы от учредителя, а иногда и по­ просту от заказчика: они пишут о том, за что им заплатили. Мнение чита­ теля тут в расчет не принимается. Вряд ли в данном случае может идти речь об участии читателя в функционировании СМИ. Такие масс-медиа приобретают вид корпоративных, которых, по большому счету, никто не читает. По мнению медиа-консультанта Уильям Данкерли, автора книги «Отношения Медведева со СМИ» (Medvedev's Media Affairs), «настоящая проблема заключается в том, что в России слишком мало СМИ, ориенти­ рующихся на потребителя» (http://www.gipp.ru, 29.11.2011). Пока что взаимоотношения населения и журналистов основаны, ско­ рее, на утилитарно-практическом интересе граждан, поскольку жители Пе­ тербурга зачастую звонят в редакцию ещё до того, как попытаются решить проблему через администрацию, правоохранительные органы, суд (Зайце­ ва 2011: 22-23). 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz