Иванищева О.Н. Диалог с читателем: (печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона).Мурманск, 2014.

является внедрение оценочной информации в фактологическую. В этой си­ туации автор публицистического текста сегодня - это не проводник ин­ формации, а ее творец, читатель же - не получатель информации, а объект манипуляции (Клушина 2008: 40, 49, 51). Современный период развития языка СМИ характеризует, по мнению Г.Я. Солганика, формирование тен­ денции к преобладанию в ней человека частного. При этом изменяется и структура категории автора в публицистических текстах. Для обобщенной характеристики современного типа автора очень важно его отношение к читателю. Степень близости с читателем - существенное качество автора- публициста. Читателю важно знать, что автор - один из многих, такой же, как он (Солганик 2007: 25-26). В целом для сферы массовой коммуникации (текстов СМИ) особен­ но актуально соотношение «автор (журналист) - адресат (читатель СМИ)», тем более что это соотношение зачастую имеет вид «коллективный автор - массовый читатель». Как измерить степень воздействия журналистского продукта на его потребителя? Этот вопрос волнует исследователей медиатекстов. Ответа на него, по нашему мнению, пока не найдено. С одной точки зрения, указывается на участие журналистов в фор­ мировании общественного мнения, а значит, на формирование позиции читателя, его внутреннего мира (активная позиция медиа). Ср.: воздейст­ вующая функция реализуется в текстах СМИ, когда они формируют миро­ воззрение читателей (слушателей, зрителей), апеллируя к их представле­ ниям о жизненных ценностях и об образе жизни, характере поведения. Ос­ новными средствами речевого воздействия являются система ключевых слов и оценочных значений (Сметанина 2002: 45-46). С другой - подчеркивается роль медиа как отражателя сложившейся позиции читателя, читательского отношения к миру (пассивная позиция медиа). Ср. положения, выносимые на защиту в кандидатской диссертации М.С. Некрасовой: «Выявление актуальных ассоциативных представлений названного сегмента языкового поля газет способствует формированию представления о концептосфере носителей современного русского языка, о некоторых ее особенностях и происходящих в ней активных процессах на данном временном этапе развития национально-культурного сообщества. Актуальные ассоциативные представления читателей массовых периоди­ ческих изданий могут выявляться посредством когнитивного анализа язы­ ковых единиц» (Некрасова 2011: 9). С точки зрения филологического взгляда на проблему взаимодейст­ вия автора и читателя, важен диалог между двумя субъектами коммуника­ ции, который находит отражение в языковых средствах. М.С. Некрасова указывает, что в последние годы интерес лингвистической науки к иссле­ дованию проблемы значительно возрос, что обусловлено переоценкой зна­ чимости роли читателя газеты в создании ее образа. Новизна взаимодейст­ 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz