Иванищева О.Н. Диалог с читателем: (печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона).Мурманск, 2014.

чук 2009: 3). Журналисты из традиционной прессы признались, что они знают свою аудиторию плохо, но хотели бы знать лучше, для кого они ра­ ботают. Исследование региональных журналистов начала 1990-х гг. зафик­ сировало, что журналисты имеют недостаточно информации о характери­ стиках и интересах аудитории. С. Пасти отмечает, что в редакциях мало что изменилось за минувшее десятилетие, медиа плохо знают свою ауди­ торию и по сути мало заинтересованы знать ее (Пасти 2004:116). Один из аспектов исследования взаимодействия прессы и ее аудито­ рии - это исследование специфики образа автора в журналистском тексте (см., напр.: Брандес 2004; Валгина 2003; Кайда 2009; Клушина 2008; Рус­ ская речь в средствах массовой информации 2007; Светана-Толстая 2007; Солганик 2007; Чернышова 2003). Исследователи отмечают, что под авторским началом понимаются все те компоненты текста, которые свидетельствуют о наличии в нем субъ­ екта описания, повествования или рассуждения. Авторское начало - это все существующие в языковой системе средства субъективации изложе­ ния. Бывают тексты СМИ с выраженным и невыраженным авторским на­ чалом. Степень выраженности авторского начала в тексте СМИ сущест­ венно варьируется от текста к тексту, но не связана напрямую с преобла­ данием информационной или воздействующей функции в тексте (Русская речь в средствах массовой информации 2007: 83-90). Для того чтобы в тек­ сте проявилось авторское начало, достаточно использовать ряд приемов экспрессии, контактоустанавливающих средств, оценочную лексику и т.п. Средствами и приемами, которые помогают установить контакт со слу­ шающим, стимулируют его внимание, призывают последовать за мыслью говорящего, являются следующие: обращения ( дорогие друзья, уважаемые соотечественники)-, императивные глагольные формы, призывающие к ак­ тивному действию ( вспомните, вдумайтесь ); апелляция к знаниям и опыту слушателей и читателей, выраженная формами 2 лика (вы помните, вы об­ ратили внимание на то, что); использование 2 лица в обобщенном значе­ нии (ты знаешь, что от тебя зависит; когда думаешь о случившемся)', апелляция к слушателям, выраженная безличными формами (если поду­ мать, если поставить вопрос иначе) (Светана-Толстая 2007: 228-229). Публицистический стиль отличается от других функционально-стилевых разновидностей языка особым типом авторства. Образ автора публицисти­ ческого текста изоморфен самому автору-журналисту, создателю текста. Но в то же время уникальность авторства в публицистике определяется тем, что за конкретным автором-журналистом необходимо видеть человека публичного, являющегося выразителем идей определенного социума. Об усилении доли субъективности в публицистическом дискурсе говорит и тот факт, что функция воздействия в СМИ начинает вытеснять все осталь­ ные языковые функции. Манипулирование аудиторией приобретает все более изощренный характер. Ведущим языковым механизмом при этом 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz