Иванищева О.Н. Диалог с читателем: (печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона).Мурманск, 2014.

ГЛАВА 3. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ: ДИАЛОГ В ПРЕССЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ 3.1. Партиципаторная журналистика как основа функционирования медийного пространства Партиципаторность - понятие, предполагающее участие аудитории в информационном процессе, чаще активность аудитории в общественно значимых дискуссиях и проектах, которую можно считать элементом гра­ жданского участия. Отношение производитель продукта (журналист) - потребитель про­ дукта (читатель, зритель, слушатель) многообразно. Эволюция взаимодей­ ствия аудитории и СМИ, а также степень активности аудитории в этом процессе описана в научной литературе (см., напр.: Дзялошинский 2006; Морозова 2011; Павлушкина 2010; Петрова 2010; Платонова 2008; Фоми­ чева 2002; Хлебникова 2011). В современную эпоху научно-технического прогресса аудитория и СМИ рассматривается с двух точек зрения: аудитория как потребитель и участник информационных процессов, а СМИ как объект медийного по­ требления и площадка для активности аудитории (Петрова 2010). Специфика региональных СМИ определяется спецификой аудито­ рии, а точнее ее информационными потребностями11. Изучение потребно­ стей аудитории важно для успешного функционирования масс-медиа в бу­ дущем. Но редакторы местных газет отмечают пассивность общественного мнения, признавая, что мониторинг читательской аудитории стал редким явлением в журналистской практике. Газеты делаются исходя не из на­ строений и предпочтений читателей, а скорее «интуитивно» или ориенти­ руясь на рекламодателей (Валеева 2009). Логичным представляется утвер­ ждение, что благоприятный фон для успешного функционирования регио­ нальной прессы в условиях обостряющейся конкурентной борьбы на ин­ формационном рынке создается естественной предрасположенностью ау­ дитории к местной информации (Овсепян 2005: 280). Вопрос состоит в том, каковы направления движения информационных потоков. Такое дви­ жение видится в нескольких направлениях: читатель—^читатель; власть—^читатель. Медиатором при этом выступает региональная пресса. В социальных медиа медиатора в первом направлении не требуется. Городские газеты стимулируют широкое участие населения в обще­ ственных делах города, освещают деятельность властей, служат форумом для обмена мнениями и информацией, способствуют разрешению различ­ ного рода социальных конфликтов, вплоть до бытовых (Винний- 11 ...региональная пресса, или пресса, обслуживающая информационные потребности ограниченных, больших или малых территориальных общностей (Средства массовой информации России 2005: 245). 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz