Иванищева О.Н. Диалог с читателем: (печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона).Мурманск, 2014.

язык и владение языком - русский, место жительства - город, образова­ ние - основное общее, занятость - экономика. Проведенный нами много­ аспектный социолингвистический анализ журналистских материалов пока­ зал, что региональная пресса в целом создает положительный образ Мур­ манской области как толерантного региона, в котором уживаются люди различных национальностей. Позиция журналистов активна и способству­ ет выработке устойчивого представления о равноправии всех народов, жи­ вущих на территории Кольского полуострова, о праве каждой националь­ ности на самобытность и о необходимости сохранения национальной куль­ туры и языка. В некоторых случаях создается впечатление беспроблемно- сти положения разных культур в Мурманской области и идеальности ре­ гиональной национальной политики. В прессе нет критических аналитиче­ ских материалов, что связано, как нам кажется, с тем, что в регионе дейст­ вительно относительно стабильная обстановка по сравнению с другими областями страны и нет особого интереса региональных журналистов к проблемам интернационального Севера (Иванищева 2008: 43-84). Как же местная пресса Мурманской области развивает и поддержи­ вает эту сформированную региональную идентичность? Например, газета «Мурманский вестник» выбрала «национальной идеей»10 нашего северно­ го региона идею освоения арктических богатств. В рубрике «“Горячая” Арктика» поднимаются темы разработки Штокмановского газоконденсат­ ного месторождения, экологии северных пространств, геополитической значимости этого региона для нашей страны. Газета «Вечерний Мурманск» также пытается сделать так, чтобы чи­ татели чувствовали себя единым сообществом - сообществом людей, жи­ вущих в одном городе, которым не все равно, какие проблемы есть у каж­ дого жителя отдельно и у всего города вместе. Газета действительно напо­ минает собеседника, соседа, который рассказывает новости без излишней официозности, ненавязчиво. Эффект такой позиции, однако, получается обратный. Стиль газеты настолько прозрачен, что это отношение к читате­ лю как к другу сделали газету популярной среди пенсионеров, которые уз­ нают из нее все новости, знакомятся с известными людьми и т.д. Молодого читателя такая позиция газеты не привлекает. Таким образом, тенденции развития региональной газеты, можно ут­ верждать, соответствуют менталитету ее читателей, но читателей опреде­ ленного возраста, тех, кто сформировал свое представление о регионе в советское время и живет старыми представлениями о севере. 10 По мнению главного редактора М. Гончаренко, «Мурманский вестник» - главная, статусная, единственная в этом регионе правительственная газета. 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz