Иванищева О.Н. Диалог с читателем: (печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона).Мурманск, 2014.
язык и владение языком - русский, место жительства - город, образова ние - основное общее, занятость - экономика. Проведенный нами много аспектный социолингвистический анализ журналистских материалов пока зал, что региональная пресса в целом создает положительный образ Мур манской области как толерантного региона, в котором уживаются люди различных национальностей. Позиция журналистов активна и способству ет выработке устойчивого представления о равноправии всех народов, жи вущих на территории Кольского полуострова, о праве каждой националь ности на самобытность и о необходимости сохранения национальной куль туры и языка. В некоторых случаях создается впечатление беспроблемно- сти положения разных культур в Мурманской области и идеальности ре гиональной национальной политики. В прессе нет критических аналитиче ских материалов, что связано, как нам кажется, с тем, что в регионе дейст вительно относительно стабильная обстановка по сравнению с другими областями страны и нет особого интереса региональных журналистов к проблемам интернационального Севера (Иванищева 2008: 43-84). Как же местная пресса Мурманской области развивает и поддержи вает эту сформированную региональную идентичность? Например, газета «Мурманский вестник» выбрала «национальной идеей»10 нашего северно го региона идею освоения арктических богатств. В рубрике «“Горячая” Арктика» поднимаются темы разработки Штокмановского газоконденсат ного месторождения, экологии северных пространств, геополитической значимости этого региона для нашей страны. Газета «Вечерний Мурманск» также пытается сделать так, чтобы чи татели чувствовали себя единым сообществом - сообществом людей, жи вущих в одном городе, которым не все равно, какие проблемы есть у каж дого жителя отдельно и у всего города вместе. Газета действительно напо минает собеседника, соседа, который рассказывает новости без излишней официозности, ненавязчиво. Эффект такой позиции, однако, получается обратный. Стиль газеты настолько прозрачен, что это отношение к читате лю как к другу сделали газету популярной среди пенсионеров, которые уз нают из нее все новости, знакомятся с известными людьми и т.д. Молодого читателя такая позиция газеты не привлекает. Таким образом, тенденции развития региональной газеты, можно ут верждать, соответствуют менталитету ее читателей, но читателей опреде ленного возраста, тех, кто сформировал свое представление о регионе в советское время и живет старыми представлениями о севере. 10 По мнению главного редактора М. Гончаренко, «Мурманский вестник» - главная, статусная, единственная в этом регионе правительственная газета. 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz