Иванищева О.Н. Диалог с читателем: (печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона).Мурманск, 2014.
участие в делах и заботах их базового региона. Проблемы местной транс портной системы, жизни школ и церковных приходов, результаты местных спортивных команд, политические и экономические дискуссии на город ском уровне являлись основой содержания почти всех ежедневных газет США. Излишняя коммерциализация газетной индустрии принесла двоякие результаты: огромные доходы и прибыли 1995-2000 гг. оказались добыты ценою недовольства и потери доверия читателей, продолжающегося паде ния тиражей и дальнейшего уменьшения аудитории. Уменьшение распро странения газет вызваны не столько предпосылками социального, эконо мического и культурного характера (рост неграмотности и социальной пассивности, увеличение темпа жизни и затрачиваемого на работу време ни, переезды из центра в пригороды и потеря связи с родными общинами), сколько те меры, который корпоративный менеджмент и специалисты по рыночной политике предпринимали для наращивания аудитории (внедре ние цвета и графического оформления, увеличение объема иллюстратив ного и сокращение текстового материала, замену традиционной журнали стики таблоидной и сервисной). Новое направление печати отпугнуло, по мнению М.И. Макеенко, устойчивую аудиторию на местных рынках, дос таточно элитную, которая обращается к газете по причинам, которые не изменились и в 1990-е гг.: классифицированная реклама, спорт и погода, «жесткие» национальные и местные новости, аналитику (Макеенко 2003:17,78-80,121). По мнению М. Геруля, в условиях недемократических общественно- политических систем местная пресса либо вообще не развивалась, либо имела ограниченное общественное влияние и развитие, характеризующее ся доминированием в ее составе изданий, однородных по содержанию и типологическим характеристикам. На развитие местной прессы оказывает влияние факторы, отражающие специфику данной местности, в том числе общественная и интеллектуальная активность местных жителей, степень осознания ими необходимости и значения выпуска местного издания, сло жившиеся местные традиции и привычки читательской аудитории, нали чие в данной местности экономической и материально-технической базы, требуемой для издания местной прессы. В современных условиях перио дическая печать Польши является основным формальным каналом мест ной коммуникации, хотя рынок прессы, образованной на местном уровне, деформирован вследствие ограниченного экономического потенциала многих польских территорий и отличается высокой степенью концентра ции (Геруля 2001: 8-9). В российской науке в XXI в. появилось большое количество иссле дований, посвященных истории региональной журналистики, которые бы ли вызваны в том числе разработанной под редакцией профессора МГУ Б.И. Есина в 1970-е гг. программой изучения дореволюционной газеты. Актуальность подобных исследований очевидна, так как история регио 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz