Иванищева О.Н. Диалог с читателем: (печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона).Мурманск, 2014.
1920-е гг., как отмечает со ссылкой на финских ученых М.Ю. Галкина, объясняется двумя факторами - законодательным и религиозным. В пер вую очередь это появление Закона о свободе прессы 1919 г., согласно ко торому было разрешено размещать типографии в провинции, а не только в городах. Второй фактор связан с тем фактом, что в 1925 г. запретили печа тать объявления на церковных листках, поэтому для передачи местной ин формации потребовался новый канал. Развитию региональной финской прессы способствовал качественно-массовый подход к содержанию поли тических изданий, который наметился в 1920-е гг. Газеты популярных по литических партий в 1920-е гг. в регионах расширяли читательскую ауди торию: они старались приблизиться к читателю, удовлетворить его по требности и поэтому двигались к так называемым омнибусам - универ сальным изданиям, предоставляющим материалы на различные темы, в том числе и развлекательные. В 1990-е гг. большинство финских газет стали независимыми от пар тий и стали «неприсоединившимися» региональными или местными газе тами (Галкина 2008: 105-106). В 1980-х гг. в Финляндии, как и в большин стве европейских стран, начался процесс развития региональных газетных цепей, при котором компания, последовательно приобретая местные газе ты в соседних регионах, расширяется географически (Михайлов 2003:219). Как известно, становление печати США происходило по региональ ному принципу. Преобладание региональной и местной печати стало ха рактерной особенностью американской газетной прессы с конца XIX в. Именно локальная независимая печать создала конкурентноспособную в сравнении даже с европейскими моделями, а позднее и доминирующую в мире прессу (см. об этом, напр.: Быков 2003: 15; Михайлов 2004: 184; Ма- кеенко 2003: 79). Среди важных тенденций развития местной прессы в США - сокра щение числа независимых изданий, их переход в состав крупных корпора ций, газетных цепей и как следствие ослабление конкуренции (Быков 2003: 17), кластеризация собственности, т.е. применительно к прессе не просто покупка большого количества изданий по всей стране, а перевод газетной группы в более сконцентрированное, в первую очередь по гео графическому признаку, состояние. Концентрация приводит к негативным результатам, в частности сокращение количества изданий и разнообразия мнений на местных рынках. Кроме того, переход собственности от незави симых издателей и корпоративных собственников, для которых приорите том была все же информационная власть, политическое влияние, к акцио нерным концернам, ориентирующиеся на законы биржи и поставившие экономический аспект выше информационного, сделал ситуацию тяжелой. Значение семейных, фамильных газет можно рассматривать, по мнению М.И. Макеенко, с двух точек зрения: независимый голос владельца и его 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz