Иванищева О.Н. Диалог с читателем: (печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона).Мурманск, 2014.

жизнь которых оказывают влияние перемены в государстве. Одной из немаловажных причин, по которым ежедневные регио­ нальные издания с большим или меньшим успехом продолжают удержи­ вать большую часть читателей, является осуществление ими преемствен­ ности местных культурных традиций. В своем регионе или департаменте каждая ежедневная газета участвует, по выражению М. Матьена, в «социо­ культурном цикле», получая из различных источников новую информацию и сообщая своим читателям то, что, по мнению редакций, им следует знать. Стремление провинциальных газет всесторонне освещать наиболее важные проблемы своих регионов могут служить прекрасным примером отношения сотрудников ежедневных региональных газет к вопросу жур­ налистской объективности. Живя в том же регионе, журналисты испыты­ вают трудности в освещении проблем региона, потому что излишняя кри­ тика в адрес чиновников, профсоюзных лидеров и др. порой могут обер­ нуться для журналистов неприятностями как на профессиональном по­ прище, так и в повседневной жизни. Сотрудники ежедневных региональ­ ных изданий нашли весьма достойное решение этой дилемме: объектив­ ность для них заключается прежде всего в балансе точек зрения. Если в ка­ кой-либо сложной ситуации присутствует несколько заинтересованных сторон, журналисты стремятся противопоставить их позиции. Отделы региональных новостей газет порой выполняют не только информационную, но и справочную функцию. Газеты выступают в роли банка полезных данных, которые читатель может использовать в своей по­ вседневной жизни. Эти данные имеют для аудитории наивысшую ценность по социальному и временному критериям «близости», и благодаря им чис­ ло читателей газет время от времени увеличивается. Несмотря на то, что «концепцию близости к читателю» стремятся реализовывать на практике сотрудники все видов СМИ, именно ежеднев­ ные региональные газеты используют ее с максимальной эффективностью. Они пишут для аудитории, привычки и предпочтения которой давно изу­ чили, тогда как публикации парижских газет рассчитаны на так называе­ мого «среднего» потребителя информации. Провинциальные газеты еже­ дневно предоставляют читателям гораздо больше информации, чем теле­ каналы или радиостанции. Журналисты, занимающиеся подготовкой ин­ формационных выпусков на национальном телевидении, за полчаса успе­ вают сообщить зрителям не более 20-25 новостей, тогда как количество сообщений, которые ежедневно публикует региональная газета, составляет не менее 300 (Соломонов 2003: 72-125). Современная концепция газетной индустрии Финляндии представля­ ет ее деление на национальные, региональные и местные издания. Форми­ рование этой концепции знаменует собой начало третьего этапа становле­ ния системы финской печати. Рост количества региональных изданий в 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz