Иванищева О.Н. Диалог с читателем: (печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона).Мурманск, 2014.

Постепенно складывается формула качественно-массового издания. Французские специалисты в области СМИ (сначала практики, а потом и теоретики) вводят термин «близость» (Шарончикова 2006: 271-286). Эта концепция рассмотрена в работе Ю.Ю. Соломонова, посвящен­ ной региональной прессе Франции. Автор отмечает, что утверждение об отсутствии у ежедневных региональных газет Франции целевой аудитории не совсем верно. Просто эта аудитория объединена не политическими, со­ циальными, культурными, возрастными и иными признаками, а общим ме­ стом жительства. И в этой территориальной общности аудитории есть свои преимущества для газет. Во-первых, у населения каждого региона есть свои традиции и свой жизненный уклад, которые местная пресса учитыва­ ет. Во-вторых, провинциальная пресса концентрирует свое внимание на новостях и проблемах местного характера, имеющих важное значение для большинства жителей регионов. Это позволяет ей более полно реализовы­ вать на практике «концепцию близости к читателю», которая служит осно­ вой выбора наиболее привлекательных для большей части читателей пуб­ ликации. Понятие «близость» трактуется в более широком смысле: под «близкой информацией» подразумеваются «конкретные факты, которые касаются повседневной жизни людей». Таким образом, речь идет уже о новостях, связанных не только с регионом, где живут те или иные читате­ ли, но и с их личными заботами, проблемами, интересами и переживания­ ми. Концепция, которая излагается на курсах французского Центра подго­ товки и повышения квалификации журналистов, соответствует именно та­ кой трактовке понятия «близость». Правило, на котором она основана, звучит следующим образом: интерес большинства читателей к той или иной информации прямо пропорционален ее отношению к их повседнев­ ной жизни. Принцип действия этой концепции заключается в градации степени важности новостей по четырем основным критериям: пространст­ венному, временному, социальному и эмоциональному. При оценке информации по первому критерию определяется степень приближенности освещаемых событий к месту проживания потенциально­ го читателя газеты, зрителя телеканала или слушателя радиостанции: его соседи —>его район —>-его город —>его страна—>мир. Второй критерий оп­ ределяет «близость» этих событий к потребителю информации во времен­ ном отношении: что будет завтра—>что было вчера—>что будет послезав­ тра—> что было позавчера—>что будет в отдаленном будущем—>что было в далеком прошлом. По третьему критерию оценивается социальная значи­ мость событий для потребителя: его работа—»его досуг—»его социальный круг. Эмоциональный критерий определяет, насколько рассматриваемые события связаны с теми проблемами, которые больше всего волнуют по­ требителя в его повседневной жизни (семья—»дети—^здоровье—>смерть). Сюда же можно отнести темы денег и секса, а также темы, традиционно привлекающие массовую аудиторию в силу своей неординарности: все­ 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz