Иванищева, О. Н. Язык и духовная культура кольских саамов / О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 90 с. – Библиогр.: с. 82-88, в подстроч. примеч.
Феномен культуры саамов в этнографических текстах рассматрива ется с разных точек зрения: 1) коренные народы изображаются как полудикари или же как «меньшие братья», отставшие в развитии от европейцев и неспособные на самостоятельное решение своих экономических и социальных проблем; 2) несмотря на декларацию о защите прав саамов и признание неко торых негативных последствий русско-саамских контактов, при опоре на эволюционистские и просветительские идеи происходит оправдание ко лонизационного процесса и политики внедрения саамов в структуру рос сийского государства, что приводит к разрушению культуры традиционно го типа и утрате культурной самобытности1. Саамы - народ самобытной арктической культуры, однако «культура их не образует круга явлений, присущих лишь саамам»2. Этнографическая самобытность коренного народа явилась результатом их проживания с незапамятных времен в суровых арктических условиях Севера, разнооб разных культурных связей саамов, которые исторически уходят в глубо кую древность3. «Исследования, произведенные в различных районах За полярья, свидетельствуют, что Арктика неоднократно заселялась при шельцами из южных таежных районов, приносивших с собою различные культурные этнические типы. Говорить о существовании здесь единой культуры, охватывающей весь арктический регион в какой-либо период каменного века или эпохи раннего металла < ...> нельзя»4. Сохранившиеся предания о подземных жилищах, геометрический орнамент, поклонение сейдам (священным камням), сакральное значение белых оленей, саамские нойды (колдуны) свидетельствуют в пользу культурных связей саамов с народами Европы и могут относиться к периоду варварства. Культурную близость саамов с народами Севера В.Г. Богораз-Тан охарактеризовал так: «В области религии можно указать на сходство представлений и рассказов 0 духах, очевидно относящихся к одной и той же ступени анимизма»5. Та кое же сходство существует в представлениях, связанных с шаманством6. Форму хозяйства, образ жизни, бытовой уклад, особенности духовного склада и художественного творчества коренного народа на всех этапах его 1 Бодрова О.А. Специфика описания культуры саамов в русской этнографической ли тературе второй половины XIX века [Электронный ресурс] // Северный (Арктиче ский) федеральный университет имени М.В. Ломоносова. Центр изучения традици онной культуры Европейского Севера / Режим доступа: http://folk.pomorsu.ru/index. php?page=opensource/40, свободный. Загл. с экрана. Волков Н.Н. Вопросы этнической принадлежности и происхождения саамов // Наука и бизнес на Мурмане. 2007. № 4. С. 43. 3 Там же. С. 43. Турина Н.Н., Хлобыстин Л.П. Заселение Арктики // Памятники культуры. Новые от крытия: письменность, искусство, археология. М.: Наука, 1975. С. 410. Волков Н.Н. Вопросы этнической принадлежности и происхождения саамов. С. 44. 6 Там же. С. 45. 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz