Иванищева, О. Н. Язык и духовная культура кольских саамов / О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 90 с. – Библиогр.: с. 82-88, в подстроч. примеч.
Саамы с давних времен привлекали внимание исследователей, но изучение их истории и этнографии шло крайне неравномерно, а сведения, долгое время поступавшие лишь от немногочисленных путешественников, были крайне разноречивы. Возможно, о лопарях, называя их финнами, упоминает римский ученый Тацит (около 90 г. н.э.), отмечая их чрезвы чайную дикость и отвратительную бедность1. В русских летописях население Кольского полуострова именуется как «лешая» (лесная) или «дикая лопь». В летописях рассеяны сведения о жизни, занятиях и верованиях саамов. Русские источники отмечали те же черты их быта, что и западноевропейские документы. Например, монаше ские рукописи основанного в 1436 г. Соловецкого монастыря свидетель ствовали, что «лопляне... яко зверие дикие живуще в пустынях непроходи мых, в разселинах каменных, не имуще ни храма, не инаго потребного к жительству человеческому; но токмо животными питахуся, зверьми и птицами и морскими рыбами, одежа же - кожа еленей тем бяше»2. Можно предположить, что такие впечатления от саамов были связа ны с настолько самобытной культурой этого северного народа, что она не могла быть понята соседними с саамами народами, стоявшими на более высоких ступенях развития. В процессе освоения саамами северных пространств сложилась свое образная арктическая культура этого северного народа, отличающая его не только от европейских соседей, но и от народов Зауралья (самодийцев, об ских угров), сходных с саамами по условиям жизни. В общественной жиз ни саамов, вплоть до начала XX в., сохранялись пережитки первобытно общинного строя3. Авторы этнографической литературы чаще всего характеризуют са амов как дикарей или полудикарей. Показателями малой развитости по следних являются, главным образом, экономический, общественный и ре лигиозный аспекты. Критике подвергают традиционный способ ведения хозяйства саамов, в первую очередь, их кочевой образ жизни. Придавая большое значение религиозному аспекту, М. Кастрен считает, что в этом отношении саамы стоят «на очень низкой степени» и «подобный дикий народ вовсе не способен к высокому религиозному понятию». Авторами низко оценивается уровень социального развития саамов. Менее предвзято к оценке и описанию культуры саамов подходят сторонники просветительских взглядов. В.И. Немирович-Данченко пишет следующее: «Вообще, зачастую мне приходилось убеждаться, что лопари далеко не так глупы, как рассказывают о них русские поморы. Способности их ничуть не ниже наших, изобретательность и сообразительность тоже». 1 Чарнолуский В.В. Легенда об олене-человеке. М.: Наука, 1965. С. 11. Кошечкин Б.И. Древние религиозные представления и обряды польских саамов // Прибалтийско-финские народы России. М.: Наука, 2003. С. 118. 3 Чарнолуский В.В. В краю летучего камня. М.: Мысль, 1972. С. 255, 256. 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz