Иванищева, О. Н. Язык и духовная культура кольских саамов / О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 90 с. – Библиогр.: с. 82-88, в подстроч. примеч.

Саамы с давних времен привлекали внимание исследователей, но изучение их истории и этнографии шло крайне неравномерно, а сведения, долгое время поступавшие лишь от немногочисленных путешественников, были крайне разноречивы. Возможно, о лопарях, называя их финнами, упоминает римский ученый Тацит (около 90 г. н.э.), отмечая их чрезвы­ чайную дикость и отвратительную бедность1. В русских летописях население Кольского полуострова именуется как «лешая» (лесная) или «дикая лопь». В летописях рассеяны сведения о жизни, занятиях и верованиях саамов. Русские источники отмечали те же черты их быта, что и западноевропейские документы. Например, монаше­ ские рукописи основанного в 1436 г. Соловецкого монастыря свидетель­ ствовали, что «лопляне... яко зверие дикие живуще в пустынях непроходи­ мых, в разселинах каменных, не имуще ни храма, не инаго потребного к жительству человеческому; но токмо животными питахуся, зверьми и птицами и морскими рыбами, одежа же - кожа еленей тем бяше»2. Можно предположить, что такие впечатления от саамов были связа­ ны с настолько самобытной культурой этого северного народа, что она не могла быть понята соседними с саамами народами, стоявшими на более высоких ступенях развития. В процессе освоения саамами северных пространств сложилась свое­ образная арктическая культура этого северного народа, отличающая его не только от европейских соседей, но и от народов Зауралья (самодийцев, об­ ских угров), сходных с саамами по условиям жизни. В общественной жиз­ ни саамов, вплоть до начала XX в., сохранялись пережитки первобытно­ общинного строя3. Авторы этнографической литературы чаще всего характеризуют са­ амов как дикарей или полудикарей. Показателями малой развитости по­ следних являются, главным образом, экономический, общественный и ре­ лигиозный аспекты. Критике подвергают традиционный способ ведения хозяйства саамов, в первую очередь, их кочевой образ жизни. Придавая большое значение религиозному аспекту, М. Кастрен считает, что в этом отношении саамы стоят «на очень низкой степени» и «подобный дикий народ вовсе не способен к высокому религиозному понятию». Авторами низко оценивается уровень социального развития саамов. Менее предвзято к оценке и описанию культуры саамов подходят сторонники просветительских взглядов. В.И. Немирович-Данченко пишет следующее: «Вообще, зачастую мне приходилось убеждаться, что лопари далеко не так глупы, как рассказывают о них русские поморы. Способности их ничуть не ниже наших, изобретательность и сообразительность тоже». 1 Чарнолуский В.В. Легенда об олене-человеке. М.: Наука, 1965. С. 11. Кошечкин Б.И. Древние религиозные представления и обряды польских саамов // Прибалтийско-финские народы России. М.: Наука, 2003. С. 118. 3 Чарнолуский В.В. В краю летучего камня. М.: Мысль, 1972. С. 255, 256. 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz