Иванищева, О. Н. Язык и духовная культура кольских саамов / О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 90 с. – Библиогр.: с. 82-88, в подстроч. примеч.
тери - олень» (АА) отражают обычаи саамов, связанные с традиционным занятием - оленеводством. Обряд крещения относится к церковным обрядам и связан с христиа низацией саамов Кольского полуострова, которая произошла окончательно только в XVI в., хотя о контактах русских с саамами известно с конца XII в. Длительное общение саамов с русским населением подготовило почву для перехода их к христианству1. Как отмечает этнограф Н.Н. Волков, христи анскими обрядами сопровождались обряды жизненного цикла: рождение ребенка, вступление в брак и похороны2. Важным вопросом первого пери ода появления ребенка в семье был вопрос о его крещении. Описание элементов саамского обряда крещения встречается в работах Н.Н. Харузина3, Т.В. Лукьянченко4, И. Шеффера5. Однако лекси ка крестильного обряда кильдинского диалекта саамского языка практиче ски не представлена в данных этнографических работах, она до сих пор не являлась предметом системного лингвистического анализа. В составе крестильной лексики на основе семантической близости терминов можно выделить следующие подгруппы: «Наименования ребен ка»; «Наименования лиц, связанных с обрядом крещения ребенка»; «Наименования атрибутов, связанных с крещением ребенка»; «Наимено вания действий, связанных с крещением ребенка». Определяющим компонентом в группе крестильной лексики является существительноерыссш-«крест» (СРС:306, АА, НА, ЛГ, ЮА, ММ, ЕО), rist, fist — «крест» в Кильдинском погосте (KKS:443). По данным информантов, в кильдинском диалекте имеется название крестильного обряда - рысст- мушш, ср. ristm u s- «крещение» в Кильдинском погосте (KKS:443). Вдругих современных словарях саамского языка данная лексема не зафиксирована. Данная лексема производная и образована отсуществительного рысст - «крест» при помощи продуктивного суффикса -мушш, с помощью которо го в саамском языке образуются имена со значением названия действия. Существительное рысст является производящей основой в подгруп пе «Названия действий, связанных с обрядом крещения ребенка» для од нословных лексем, образованных при помощи транспонирующих (образу ющих глаголы от имен) суффиксов: суффикса -э, который одновременно является и показателем инфинитива: рысстэ - «крестить кого-что» (АА), «.рел. 1. крестить кого-что, 2. креститься (делать рукой знак креста)» (СРС:306, АА), rista - «крестить» (KKS-A43)-, суффикса -нэдт, который яв ляется комбинацией рефлексивного суффикса -эдт и первичного суффикса 1 Ушаков И.Ф. Избранные произведения. В 3 т. Т. 1: Кольская земля. С. 42. Волков Н.Н. Российские саамы. С. 72. 3 Харузин Н.Н. Русские Лопари. С. 178-206, 256-258. 4 Лукьянченко Т.В. Семья и обряды жизненного цикла // Прибалтийско-финские наро ды России. М.: Наука, 2003. С. 108-117. 5 Шеффер И. Лапландия. С. 326. 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz