Иванищева, О. Н. Язык и духовная культура кольских саамов / О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 90 с. – Библиогр.: с. 82-88, в подстроч. примеч.

А. Генетца - Termes религ.) - «древний Бог»1. Тьермес - букв, «громкий», в этом случае эта лексема - производное качественное прилагательное от Tierm - «шум, гром» при помощи суффикса -s (-s'): ср. rup s 'е s ' - «красный», n'al'g'e s ' - «сладкий»2. 4. Лексика шаманизма ( нуэйт , ной. нойд-акка, куэмдас). Нуэйт (ной. нойд в русском произношении) - «колдун, ясновидя­ щий». Нуэйт совмещал в себе сразу несколько функций: жреца, знахаря, колдуна, ворожея3 (АА, НА). Нуэйты пользовались славой могуществен­ ных чародеев далеко за пределами Лапландии4. «Сакральный авторитет лапландских шаманов-нойд был столь высок, что к ним на обучение направляли своих детей норвежцы, финны, шведы. Подобной же славой саамские шаманы пользовались и на Руси»5. Лексема встречается в этно­ графической литературе, фольклорных произведениях. В KKS приводится лексема noaiidd (noii-), lat. Nuoiidda, с пометой религ. —«колдун» . Искусными колдунами, шаманами были не только мужчины, но и женщины7: noidt-akka - «колдунья, ведьма»8. Куэмдас - «бубен шамана»9, «волшебный барабан»10. Лексема kumdes, koamtas, ki3mdes, koamdtazi «волшебный барабан» зафиксирована в Семиостровском, Йоканьгском, Лумбовском и Кильдинском погостах в разных фонетических вариациях11. 5. Магическая лексика ( чуэрвъ-гарты , Поръявьр, почень). Чуэрвь-гарты - рога диких оленей, важнейшее орудие охотничьей магии в период, предшествовавший приручению дикого оленя. Чуэрръв (чуэрьв ) - «рог»12(АА); слово «гарты», возможно, имеет русское произно­ шение, в саамском языке наличествует лексема гоарръ (гоаръ) - «сторона, по направлению к кому-чему, за»13. Возможно, значение слова - «по KKS. С. 590 Керт Г.М. Саамский язык. С. 166. Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы Кольских саамов в прошлом и настоящем. С. 335; ССРРС. С. 63. Волков Н.Н. Российские саамы. С. 72. Теребихин Н.М. Метафизика Севера. С. 7. KKS. С. 283. Черняков З.Е. Очерки этнографии саамов. С. 62-64; Lundmark В. Rijkuo-Maja and Sil- bo-Gammoe - towards the question of female shamanism in the Saami area // Saami Reli­ gion: papers / The Donner Institute for research in religious and Cultural History Abo/Finland; Distributed by Almqvist &Wiksell International Stockholm/Sweden, 1984. P. 158-169. 8 KKS. C. 283. 9 Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы Кольских саамов в прошлом и настоящем. С. 336. 10Шеффер И. Лапландия. С. 171. 11 KKS.C. 165. 12 СРС. С. 407; ССРРС. С. 109. 13 СРС. С. 75; ССРРС. С. 28. 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz