Иванищева, О. Н. Язык и духовная культура кольских саамов / О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 90 с. – Библиогр.: с. 82-88, в подстроч. примеч.

Ерле четьке - камень счастья, или живой камень (окаменевший плоский орех), амулет. По мнению Н.Н. Волкова, это амулет местного зна­ чения, так как в западной части Кольского полуострова о нем ничего неиз­ вестно1. Словосочетание образовано путем соединения двух слов при пе­ речислении (примыканием) по типу «глагол + глагол»: ёррлэ - «потереть, порастирать, натереть» и чащъкэ - «бросить»2. 3. Анимистическая лексика ( Луот-хозик, Разиайке, Рухтнас, Каврай, Тйрьмесь, Аккрува, Мёц-хозяин, Пэррт-хозяин). Самая многочисленная группа духов в древнем пантеоне саамов бы­ ла связана с повседневной жизнью и хозяйственными занятиями саамов. Это были «хозяева», первое место среди которых занимала Луот-хозик - хозяйка оленей. Луот-хозик - покровитель оленей и пастбищ3. ХозенЬ - «хозяин»4 (АА, НА). Ср.: hozzjen - «хозяин»5; luothozjik, Luot-hozik 6 - «хо­ зяйка диких оленей»7. Значение первого компонента «свобода, свободно»8. Возможно, вначале слово могло иметь значение «хозяйка свободы, воли». Лексема имеет помету религ. Информанты затрудняются объяснить значе­ ние слова. При благополучном возвращении оленей после вольного выпаса саамы благодарили покровительницу9. Н.Н. Харузин описывает облик это­ го божества как зооантропоморфный: «Ходит на ногах, как человек, и лицо человечье, только вся в шерсти, как олень»10. Разиайке - хозяйка травы, ягельных пастбищ и «оленцев малых». Это сложное существительное, в котором первый компонент рассь (разь ) - «зелень, молодая трава, флора, растительность»11 (АА), второй айке - «женщина» (от акъ см. выше). В KKS: rass, lat.rassa, pi razzi - «трава, рас­ тение» с пометой религ}2 Рухтнас - ее муж, заступник людей перед старшим братом, грозным Кавраем 13. Вероятно, это сложное слово состоит из двух корней: рукц (руц ) - «враг, противник, неприятель»14и ноа1щ (ноац ) - «опыт»15 что букв, обо­ I Волков Н.Н. Российские саамы. С. 77. 5 СРС. С. 81, 388; ССРРС. С. 31,104. 3 Волков Н.Н. Российские саамы. С. 74. 4 СРС. С. 375, ССРРСС. С. 238. 5 KKS. С. 41. 6 Харузин Н.Н. Русские Лопари. С. 152. 7 KKS.C. 229. 8 Там же. С. 229. 9 Кошечкин Б.И. Древние религиозные представления и обряды кольских саамов. С. 120. 10 Харузин Н.Н. Русские Лопари. С. 152. II СРС. С. 288, ССРРС. С. 160. l: KKS. С. 422. ' 3 Чарнолуский В.В. Легенда об олене-человеке. С. 68, 134. 14 СРС. С. 300. 15 Там же. С. 214. 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz