Иванищева, О. Н. Язык и духовная культура кольских саамов / О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 90 с. – Библиогр.: с. 82-88, в подстроч. примеч.

«имя с предлогом пырре «вокруг» + глагол»1, которое могло выражать зна­ чение действия (состояния) вокруг чего-либо. Лексемы Мяндаш-вежа «жилище Мяндаша», Мяндаш-коаб «жена Мяндаша», Мяндаш-паррьн «ре­ бенок Мяндаша», КоаннЬт-акка «женщина (жена, самка) дикого оленя» представляют собой сложные слова подчинительного типа. 2. Лексика фетишизма (сёйд, ерле-четьке). Предметы могли мыслиться саамами как самостоятельное сверхъ­ естественное существо, как постоянная или временная обитель божества. Наиболее древними фетишами являются природные объекты - необычной формы скалы, камни, деревья. У саамов существовало поклонение сеидам. Сейды — священные камни, в которых, по саамским поверьям, обитал дух (АА, НА, ГВ, ГП, ЮА). Г.М. Керт переводит это слово как «божество» и говорит о его субстратном происхождении2. У В.В. Чарнолуского расска­ зано о «пустых» сейдах, т.е. о тех, в которых, по преданию, еще не так давно обитали духи двух великих хозяев, живших в памяти народа: Рази- айке - хозяйки травы и ягельных пастбищ и ее супруга Рухтнаса - заступ­ ника людей перед старшим братом, грозным Кавраем - вершителем людских судеб3. Издали эти сейды напоминали две величественные фигуры с гордо поднятыми головами, с бесформенными профилями мужчины и женщины4. В сейде, считали в старину, обитал дух этого камня, предок, родоначаль­ ник обитателей какого-либо населенного пункта5. В СРС и СРРСС лексема сейд не зафиксирована. В KKS отмечено значение лексемы Sied-vun (ре­ лиг.) - «дедушка духа Рухтнас»6. Несколько озер на Кольском полуострове носят название Сейдозера, или Сёйтяввьр. О Сейдозере пишет В.Ю. Визе в 1910 г.: «О Сейдозере много легенд сложено. Сейдозеро по-другому Свя- то-озером, озером духов называется, и считается оно религиозно­ культовым местом»7. Скорее всего, непроизводная лексема сейд уральского происхождения от sej- «глаз», что свидетельствует об общей прародине финно-угров и самодийцев. Прауральские лексемы не имели исходно са­ крального значения и относились к общеупотребительной лексике8 (ср. в селькупском языке лексему sejdyrnan «ясновидец» от sejdyr- «быть ясно­ видящим», в свою очередь, производная от sej- «глаз»)9. 1 Керт Г.М. Саамский язык. С. 264. 2 Там же. С. 8. 3 Чарнолуский В.В. Легенда об олене-человеке. С. 68. 4 Там же. С. 69. 5 Там же. С. 133. 6 KKS. С. 488 7 Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы Кольских саамов в прошлом и настоящем. С. 283, 313. 8 Ким А.А. Селькупская культовая лексика как этнолингвистический источник: про­ блема реконструкции картины мира: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Йошкар-Ола, 1999. С. 27. 9 Там же. С .15. 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz