Иванищева, О. Н. Язык и духовная культура кольских саамов / О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 90 с. – Библиогр.: с. 82-88, в подстроч. примеч.
В дохристианской лексике саамов Кольского полуострова можно выделить следующие группы: 1. Тотемистическая лексика ( Мяндаш, Мяндаш-пырре, Мяндаш- вежа, Мяндаш-каб, Мяндаш-парнь, КоннЪт-акка). Мяндаш - золоторогий олень, от которого, по легенде, произошли саамы. «Мяндаш - первопредок и культурный герой саамов, воплощаю щий в себе судьбу народа и его путь»1. В легенде о Мяндаше отразился культ дикого северного оленя. Легенда ведет свое происхождение с тех времен, когда охота была основным источником существования предков лопарей (лопари - дореволюционное название саамов)2. «Среди авторов, писавших о лопарях, никто не упоминал об этом божестве. Его имя и по клонение ему хранилось в тайне со времен глубокой древности. В пан теоне лопарских божеств он занимал обособленное положение»3. Инфор манты затрудняются объяснить значение лексемы Мяндаш (АА, НА, ЛГ, ММ, ГА). В.В. Чарнолуский указывает: « Мяндаш от слова «мьянна» - нежный бархатистый мех, покрывающий молодые ростки оленьих рогов на первом-втором месяце»4. В современных саамских словарях СРС и ССРРС данная лексема отсутствует, в KXS зафиксирована лексема meandas с по метой религ. - «вожак стада диких оленей»5. Мяндаш-пырре - «понятие отвлеченное, связанное с обожествлением тотемного животного - дикого северного оленя»6. Лексема пырре означает «вокруг, кругом»7, «весь»8 (АА, НА). Вероятно, лексема изначально обозначала безличную сверхъ естественную божественную силу, управляющую природными процесса ми, находящуюся всегда и везде - пырре, следовательно, Мяндаш-пырре - сверхъестественная сила, находящаяся везде. Первичной формой религии было поклонение природе, т.е. безличной силе, обозначаемой понятием «манна». Эта сила разносторонняя по своей направленности и по своему значению, она может действовать и во вред, и на пользу. Манна считается присущей людям, которые имеют успех в жизни. Вера в существование безличной силы универсальна, обнаружена у многих племен и народов на ранних этапах истории религии: «манна» у меланезийцев, «оренда» у иро кезов, «маниту» у алгонкинов, «ньяма» у жителей Западного Судана и т.д.9 Особое уважительное отношение к Мяндашу и связано, вероятно, с этим. 1 Тереблхин Н.М. Метафизика Севера: Монография. Архангельск: оморский универ ситет, 2004. С. 252. 2 Чарнолуский В.В. В краю летучего камня. С. 265. 3 Чарнолуский В.В. О культе Мяндаша // Скандинавский сборник. Таллин: Ээсти Раомат, 1966. Т. 11. С. 301. Чарнолуский В.В. Легенда об олене-человеке. С. 62. 5 KKS. С. 245. Чарнолуский В.В. Легенда об олене-человеке. С. 134. 7 СРС. С. 278. 8 ССРРС. С. 77. 9 Ленсу М.Я. Религиоведение. С. 29. 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz