Иванищева, О. Н. Язык и духовная культура кольских саамов / О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 90 с. – Библиогр.: с. 82-88, в подстроч. примеч.
(по саамским поверьям считалось, что заговор не будет иметь силы, если его не купить)1). В целом СРС можно считать очень удачным представлением реалий жизни саамского народа (и реалий-слов, и реалий-понятий), т.е. того, что составляет особенности материальной культуры этого народа, - меховая одежда, защищающая от лютых морозов, обильная мясная пища - продукт промысловой охоты, переносное жилище, отвечающее кочевой жизни, ры боловство, оленеводство2. Скобочные комментарии иногда включают принципиально важную для данного народа информацию, которая является, по нашему мнению, не дополнительной, а основной: лоаййт - место в куваксе (в чуме) для спанья (боковая сторона)3; луппс - место в веже, в куваксе (в чуме) для продуктов и посуды (находится в противоположной от двери стороне)4. Простран ственная ориентиры (ширина, глубина, верх-низ, длина), так же как и раз мер, важна для саамского народа, что отражается в процессе номинации. См. примеры: пуррк - нижняя часть рога оленя с ответвлениями5; туллъй - шкура (крупного животного)6; куэшшь - шкура мелкого животного7; наЪкъ - шкура с короткой гладкой шерстью8; няввъ - длинная шерсть на шее оле ня9; пижь - короткий хвост (оленя, зайца, овцы и т.п.)10; pejjM - верхняя часть сети (толстая веревка с петлями, на которые нанизана сеть)11; рёсс - ширина ячейки верхнего ряда рыболовной сети 2; MajjK - крупный сиг13. С точки зрения лексикографической, однако, в СРС есть не совсем удачные примеры комментария. При этом надо иметь в виду, что поясне ния (комментарий) даются не-носителю языка, т.е. должны быть ориенти рованы на того человека, который представляет иную культуру (матери альную и духовную). Поэтому неясно, например, зачем комментарий «не обученные олени идут на убой » дан в словарной статье к слову ёррьк (олень-самец, бык (с 5 до 12-15 лет; необученные олени идут на убой)1 . В работах по этнографии саамского народа указывается на то, что обученные быки - это те, которые использовались для какой-то деятельности/работы. 1 СРС. С. 315. 2 Черняков З.Е. Очерки этнографии саамов. С. 14. 3 СРС. С. 162. 4 Там же. С. 168. 5 Там же. С. 272. 6 Там же. С. 362. 7 Там же. С. 138. 8 Там же. С. 205. 9 Там же. С. 224. 10 Там же. С. 255. " Там же. С. 292. 12 Там же. С. 292. 13 Там же. С. 180. 14 Там же. С. 81. 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz