Иванищева, О. Н. Язык и духовная культура кольских саамов / О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 90 с. – Библиогр.: с. 82-88, в подстроч. примеч.
самка с 4 до 8-10 лет; самая сильная и мудрая становится вожаком стада)1; вуэгкшэ - считать густошерстным (напр, оленя) < ...> (густошерстные шкуры бывают у оленей, забитых зимой, и идут на совики, обувь, одеяла и т.п.; на малицу берутся легкие шкуры от оленей, забитых осенью)2; табпъ - столб, пирамида (высотой около полутора метров, складывается на вершинах тундровых гор для ориентирования)3. 3. Символическая значимость. Символическая значимость реалии понимается в настоящей работе как указание на некий факт, который известен каждому носителю языка и связан с местом реалии в данной культуре. Знание этого факта помогает индивиду ощущать себя частью этноса, определяя свое поведение (в дан ном случае речевое) по определенным эталонам, общепринятым в данном этносе нормам, словесным и поведенческим клише. Место реалии в данной культуре создается несколькими факторами: ролью реалии (например, в ритуале, обряде или в жизни страны и народа) и традиционностью ее восприятия (образ в фольклоре, литературные обра зы, речевые клише, образы, проникшие в сферу бытового сознания, офи циальные/неофициальные символы стран и т.д.). Символ всегда активизи рует в памяти носителя языка традиционный образ, типовую ситуацию, ко торая связана с религиозными, мифологическими и народными представ лениями. Поэтому указание на символическое значение реалии в двуязычном словаре должно включать несколько типов информации: указание на религиозно-мистическую, народно-бытовую и политическую символику. Такая информация будет национально специфической, так как пред ставляет характерные для данной культуры ассоциации и обеспечивает по нимание носителем языка. Объектами символики могут быть разные группы предметов. Вис- следованном словаре объектами символики, как это и следовало ожидать, стали в первую очередь явления природы (см.: йммель лоанньт - оляпка (букв, божья птичка; по саамским поверьям эта птичка принесла богу тра винку, с которой пошла земля)4). В некоторых случаях обобщения явились результатом многовекового жизненного опыта (см.: кйллев - разговорчи вый, болтливый; кйллев парна кугкъ ев ёль - дети, рассуждающие как взрослые, долго не живут (по саамским поверьям дети, рано взрослеющие умственно, долго не живут)5). Естественным можно считать и факты об ращения к религиозно-мифологическим представлениям саамского народа (см.: сдннб - заговор, слово; соанэтЬ вуэссьтэ - купить заговор СРС. С. 23. Там же. С. 53. Там же. С. 340. Там же. С. 91. Там же. С. 109. 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz