Иванищева, О. Н. Язык и духовная культура кольских саамов / О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 90 с. – Библиогр.: с. 82-88, в подстроч. примеч.

проживания является одним из существенных препятствий для обучения представителей коренного населения в областном центре. Наиболее под­ ходящей технологией обучения дисперсно проживающего населения явля­ ется организация обучения на основе специально подготовленных дистан­ ционных курсов, объединенных в единую систему на учебном портале, на котором организовано не только обучение в форме передачи учебного и методического материала обучаемому для усвоения, но и проводится кон­ троль и оценка полученных знаний в асинхронном режиме, анализ каче­ ства прохождения учебного материала. Такая система должна строиться с учётом комплексного подхода, предусматривающего помимо обучения языку возможность создания искусственной языковой среды (веб-чат, го­ лосовой чат, форум), которая позволит обеспечить возможность группово­ го и личного общения между носителями саамского языка, проживающими в разных районах. Ратифицируя «Европейскую хартию о региональных языках и язы­ ках меньшинств» правительство Финляндии, напр., приняло 59 обяза­ тельств по отношению к саамскому языку. Российская Федерация пока не ратифицировала Хартию, а значит, не приняла ни одного обязательства. Какие обязательства следует принять Российской Федерации по отношению к саамскому языку? Как показывает моделирование ситуа­ ции, необходимо признать саамский язык в качестве выразителя культур­ ного богатства, принять срочные меры по ревитализации языка, поощрять использование саамского языка, разработать гибкие и новаторские меры для сохранения саамского языка, создать университетские курсы и про­ граммы посаамскому языку. Язык каждого народа, по мнению составителей «Красной книги» языков народов земли, этносоциолингвистической энциклопедии, сооб­ щающей важнейшие сведения о каждом малочисленном народе и его язы­ ке, перспективах его существования и развития (1992-2002), является не только культурным, но и природным наследием всего человечества, позво­ ляющим на основе сравнения всех уровней языковой структуры каждого языка выявить универсальные свойства человеческой речи, позволившие человеку выделиться в homo sapiens из живой природы. Вот почему все разговоры о том, что процесс умирания языков якобы носит «естественный характер» и что ему не надо препятствовать, обнаруживают попытку обос­ нования идеологии лингвоцида и этноцида1. Языки народов России. Красная книга. Энциклопедический словарь-справочник. М.: Academia, 2002. С. 7. 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz