Иванищева, О. Н. Язык и духовная культура кольских саамов / О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 90 с. – Библиогр.: с. 82-88, в подстроч. примеч.

несколько языковых курсов, в том числе в г. Мурманске (преподаватель - Роза Яковлева), в поселке Ёна (преподаватель - Татьяна Цмыкайло), в селе Ловозеро в Национальном культурном центре (преподаватель - Анастасия Яковлева), в офисе Центра саамских знаний (преподаватель - Мария Мед­ ведева). Однако подобное обучение осуществляется бессистемно, не имеет современной учебно-методической базы, рассчитано на крайне ограничен­ ный набор слушателей и имеет своей целью исключительно развитие навыков устного общения. Проблема преподавания саамского, по мнению А.А. Антоновой, со­ стоит в том, что преподаватели ориентируются на разговорный язык, не изучают грамматики. Что касается изучения культуры и истории саамского народа в сред­ них образовательных учреждениях, то дело обстоит не лучшим образом: в 9 классе 1 час из 3 часов, предназначенных для преподавания истории, официально отводится на курс «История Кольского Севера с древнейших времен до начала XXI века». Но не все преподаватели истории используют этот час по прямому назначению. Историю и культуру саамов можно пре­ подавать в средней школе только как факультатив, кружок или как вне­ классное чтение, напр., на уроках литературы. Раньше в школах города и области была программа регионального компонента, но сейчас очень мно­ гое отдано на усмотрение учителя. В период с 1926 по 1937 гг. активно публиковалась учебная литера­ тура на саамском языке. Разработка и издание учебно-методической лите­ ратуры для обучения саамскому языку были возобновлены лишь в 1980-е гг. в связи с публикацией букваря А.А. Антоновой. В 1990-х гг. учебно­ методическая работа по саамскому языку активно осуществлялась группой авторов под руководством Р.Д. Куруч: были разработаны и опубликованы программы, методические руководства, учебные пособия и дидактические материалы для обучения саамскому языку в начальной школе1. Таким образом, существующее на сегодняшний день учебно­ методическое обеспечение остается ограниченным ступенью начальной школы, а учебная литература представлена букварями и книгами для чте­ ния, подготовленными в 30-е гг. XX в. З.Е. Черняковым и А.Г. Эндюков- ским на основе латинской графики и подготовленными в конце XX в. на основе кириллицы букварями А.А. Антоновой, школьным саамско- 1 Афанасьева Н.Е., Куруч Р.Д., Яковлева Р.И. Самь кйлл. Учебник саамского языка для начальной школы в 4 частях. Мурманск: Мурманский областной институт усовер­ шенствования учителей, 1988. 141 с.; Афанасьева Н.Е., Куруч Р.Д., Яковлева Р.И. Методическое руководство по обучению саамскому языку в начальной школе. Мур­ манск; Москва, 1990. 118 с.; Куруч Р.Д. Дидактический материал к учебникам саам­ ского языка. Мурманск: НИЦ «Пазори», 2001. 53 л.: ил.; Куруч Р.Д. Разрезная азбука. Дидактический материал к учебнику саамского языка для 2 класса саамской школы. Мурманск; Москва, 1991. 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz