Иванищева, О. Н. Язык и духовная культура кольских саамов / О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 90 с. – Библиогр.: с. 82-88, в подстроч. примеч.

Посмотрим, как эти положения реализуются на практике по отноше­ нию к саамскому языку. Дальнейшее изложение строится по следующему плану: положение Хартии - положение дел - необходимые для выполне­ ния положения Хартии меры. Положение Хартии: признание региональных языков или языков меньшинств средством выражения культурного достояния. Положение дел: саамский народ не признан в качестве выразителя культурного богат­ ства саамского народа, и закона Мурманской области, напрямую касаюгце- го сохранения саамского языка как уникального культурного наследия, нет. Необходимо: признание саамского языка в качестве выразителя куль­ турного богатства. Положение Хартии: соблюдение географического пространства каждого регионального языка или языка меньшинства, следя за тем, чтобы уже существующее или возможное в будущем административное деление не создавало препятствий для развития этого регионального языка или языка меньшинства. Положение дел: в Мурманской области районами проживания коренных малочисленных народов Севера являются город­ ской округ Ковдорский район, Кольский муниципальный район, Ловозер- ский муниципальный район, Терский муниципальный район. Хотя, по всей видимости, не существует прямых механизмов, гарантирующих уважение географического района саамского языка, нет никаких признаков того, чтобы в последние годы возникали проблемы в таком отношении. Необхо­ димо: по мнению председателя правления Мурманской областной моло­ дежной саамской общественной организации саамов «Самь Нураш» О. Егоровой, районами проживания саами следует признать и г. Мурманск, и г. Североморск, где живут представители саамского народа. Положение Хартии: необходимость активных действий по поддерж­ ке региональных языков или языков меньшинств в целях их сохранения. Положение дел: естественная передача саамского языка имеет тенденцию к исчезновению. Естественной передачи саамского языка новым поколе­ ниям практически не существует, поскольку в семьях не говорят на этом языке. Необходимо: принять срочные меры по ревитализации саамского языка, в частности распространение методики языковых гнезд, где весь воспитательный процесс и общение с детьми строится на языке. Такая ме­ тодика уже реально помогла восстановлению северосаамского языка в Норвегии, маори в Новой Зеландии, по ней работают с саамским языком в Финляндии1. Саамская общественность активно предлагает меры своего языка (создание языковых центров, Центра саамских знаний, кружков и курсов по изучению саамского языка). Членами инициативной группы по сохранению и развитию саамского языка в декабре 2009 г. в Мурманскую областную Думу было внесено предложение о создании «Центра практи­ 1 http :/ /www.rosvesty. ru/1958/guest/ 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz