Иванищева, О. Н. Язык и духовная культура кольских саамов / О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 90 с. – Библиогр.: с. 82-88, в подстроч. примеч.

ра и национальной специфике языковых единиц, а в лингвистике все боль­ ше сторонников завоевывает мысль о рассмотрении языка как части куль­ туры. Понятие «культура» относится к разряду фундаментальных, исклю­ чительно важных, но терминологически неопределенных, широких, много­ значных, т.е. таких, в которых каждый вкладывает свой смысл. Культурологи разделяют понятие «культура» (как исторически опре­ деленный уровень развития общества, творческих сил и способностей че­ ловека) и понятие «национальная культура» (как совокупность традиций, обычаев, норм, ценностей и правил поведения, общих для представителей одной нации, государства), утверждая, однако, что «ничейной» культуры или «культуры вообще» в принципе быть не может1. Таким образом, знание культуры предполагает принадлежность че­ ловека к данной нации. «Человеку должно быть неловко, если он не знает, кто такой Ломоносов, и не читал “Евгения Онегина”. По подобным при­ знакам человек не может быть отнесен к русской культуре. Его считают либо иностранцем, либо невеждой»2. Значение культуры для всестороннего понимания поведения челове­ ка, его психологии и языка больше не оспаривается современной наукой. Хотя в самом понимании этого слова многое неясно и спорно. Причина этого заключается в размытости самого объекта и в несовершенстве мето­ дов его исследования. Из всего многообразия определений культуры нами используется понимание культуры, предложенное Ю.М. Лотманом, который рассматри­ вает культуру как совокупность всей ненаследственной информации, спо­ собов ее организации и хранения3. Способы отражения культуры в языке - это фиксация в словах (вербализация) и в фоновых знаниях. Фоновые знания представлены в литературе разными типами, по­ строенными на разных основаниях. По составу участников коммуникативного акта выделяют социаль­ ные (известные всем участникам речевого акта, например радиослушате­ лям, читателям в массовой коммуникации, еще до начала сообщения), ин­ дивидуальные (известные только двум участникам диалога до начала их сообщения) и коллективные (известные членам некоторой социальной, профессиональной и др. совокупности людей до получения этого сообще­ 1 Культурология: XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. С. 205. 2 Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. 2-е изд. М.: Добросвет, 2000. С. 83 3 Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2000. С. 395

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz