Иванищева, О. Н. Язык и духовная культура кольских саамов / О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 90 с. – Библиогр.: с. 82-88, в подстроч. примеч.
Вторая теория исходит из существования в древности единой при балтийско-финской общности. Основная масса носителей финского пра языка проживала к югу от Финского залива. Предки саамов занимали тер риторию между Ладожским, Онежским и Белым озерами и далее на восток вплоть до ареала волжских и пермских финнов. Германское влияние в 1 тыс. до н.э. привело к распаду прибалтийско-финско-саамской общности. В Северной Финляндии и Карелии предки саамов вступили в контакт с местным населением и получили от него определенные языковые и этни ческие признаки, отличавшие их от прибалтийских финнов. Обе теории подтверждают участие в этногенезе саамов двух генети ческих компонентов: местного дофинского и южного древнефинского1. Саамский язык имеет не финно-угорский субстрат2 (до трети словар ного запаса саамского языка не имеет соответствий в уральских языках), что свидетельствует о не финно-угорских элементах, участвовавших в эт ногенезе саамов. В целом саамский язык может быть охарактеризован как синтетико-агглютинативный со значительным развитием внутренней флексии и аналитизма. 1.2. Язык и культура коренного малочисленного народа: проблема взаимодействия В настоящей монографии предпринята попытка описания духовной культуры саамов через ее составляющую - язык. Идея о том, «нельзя познать сам по себе язык, не выйдя за его преде лы, не обратившись к его творцу, носителю, пользователю - к человеку, к конкретной языковой личности»3, представляется в современной науке как никогда актуальной. Особенно важным этот подход видится при рас смотрении вопроса о соотношении языка и культуры. Вопрос о соотношении языка и культуры не новый в истории линг вистики. Идеи об одностороннем воздействии культуры на язык или языка на культуру сменяются идеями о взаимосвязи и взаимодействии языка и культуры, их онтологического единства. Взгляды В. фон Гумбольдта, Э. Сепира и Б. Уорфа, А.А. Потебни и др. являются основой для современных представлений о языковой картине ми 1 Манюхин И.С. Происхождение саамов. С. 35. 2 О субстрате в лексике саамского языка см., напр.: Иванищева О.Н., Бутылева А.М. Оленеводческая лексика кильдинского диалекта саамского языка // Вестник Помор ского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». Вып. 11. 2008. С. 166-173; Иванищева О.Н. Полевые исследования оленеводческой лексики саам ского языка: сопоставительный анализ западных и восточных диалектов (к обоснова нию темы) // Диалог культур: культурные стереотипы в эпоху глобализации: сборник статей. Мурманск: МГПУ, 2008. С. 25-30. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. 2-е изд., стереотип. М.: Едитори- ал УРРС, 2002. С. 7. 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz