Иванищева, О. Н. Язык и духовная культура кольских саамов / О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 90 с. – Библиогр.: с. 82-88, в подстроч. примеч.

Г.М. Керта, отторгли от привычной среды обитания: отрасли хозяйства, считавшиеся исконно саамскими, подчинены государственным структурам и не приносят того дохода саамскому населению, который могли бы1. Са­ амы составляют 0,15% населения Мурманской области. В последние годы отмечается некоторая динамика численности саамского населения. Это, однако, не означает изменения демографической ситуации: смертность среди коренного населения высокая, а рождаемость, как и по всей России, низкая. Увеличение численности связано с фактором национального само­ сознания: все больше и больше представителей народности осознают себя частью своего народа и заявляют свою национальность. В последние десятилетия у саамов в России отмечается подъем национального самосознания и культуры. Создана Ассоциация кольских саамов (1989), ассоциация малочисленных народов Севера «Родина» (1995), Общественная организация саамов Мурманской области (1998), развиваются народные промыслы, культурные и спортивные связи с зару­ бежными обществами и организациями саамов. Идет становление профес­ сиональной литературы. Организован и функционирует национальный культурный Центр (1994). В 2010 г. на Втором съезде саамов было принято решение о создании Саамского парламента Кольского полуострова - вы­ борного представительного органа саамского народа. Вместе с тем одной из серьезных проблем становится сохранение са­ амского языка. «Еще никогда во всей истории саамского этноса вопрос языка и письменности не стоял так остро, по сути дела, на грани его пол­ ного исчезновения»2. Отход от традиционных занятий, дисперсность рас­ селения саамов создают трудности функционирования языка в саамском социуме. В силу различных причин исчезли исконные саамские поселения Чудзяврь, Воронье, Иоканьга. Село Ловозеро остается единственным ме­ стом компактного проживания саамов на Кольском полуострове и возмож­ ностью устного общения. Уходят многие носители самобытной саамской культуры и языка, что грозит исчезновению этой культуры. В силу различ­ ных причин до 1982 г. язык российских саамов оставался бесписьменным языком. Недостаточное внимание уделяется сохранению саамского языка и сегодня: он преподается в интернате села Ловозеро факультативно и толь­ ко в начальной школе. Функционируют две орфографические системы, ко­ торые в условиях незаконченного становления письменного языка дезор­ ганизуют обучающихся3. Все это может привести к полной утрате языка, и 1 Керт Г.М. Общие сведения // Прибалтийско-финские народы России. М.: Наука, 2003. С. 42. 2 Богданов Н.Б. Саамы Кольского Севера на пороге третьего тысячелетия // Наука и бизнес на Мурмане: Научно-практический альманах: Кольские саамы на рубеже ты­ сячелетий. № 4(19). Мурманск: Кн. изд-во, 2000. С. 5. Керт Г.М. Проблемы возрождения, сохранения и развития языка и культуры кольских саамов // Наука и бизнес на Мурмане: Научно-практический альманах: Культура са- 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz