Иванищева, О. Н. Этноязыковые процессы как фактор стабильности приграничного северного региона: социолингвистическое исследование языка диаспор Мурманской области (постановка проблемы) // Диалог культур: культурные стереотипы в эпоху глобализации / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 6-11. – Библиогр.

К критериям комплексного социолингвистического портрета северного приграничного региона, позволяющим выявить общие (коллективные) черты, относится описание региона по следующим параметрам: языки этнических групп региона, их состав, количество говорящих, понимающих, читающих на языке, мероприятия по сохранению языка, функционирование языка, формы коммуникации, характер взаимодействия коммуникантов, типы коммуникации. К критериям комплексного социолингвистического портрета северного приграничного региона, позволяющим выявить индивидуальные черты, относится описание региона по следующим параметрам: языковая среда малой этнической группы и потребность в знании (изучении) родного языка в регионе. Исследование следует принципам этнической однородности и языкового разнообразия типичного представителя той или иной национально-культурной автономии. Под этнической однородностью понимается определяемая самим информантом национальная принадлежность, под языковым разнообразием — владение несколькими языками i русским и родным). Актуальным при этом является не особенности в наборе языковых единиц или речевом поведении, а языковое самосознание, которое проявляется в оценке знания своего родного языка. При этом признаком, характеризующим идентичность единичного и коллективного субъекта, будет не сам язык, а особенности его использования носителями для решения разнообразных познавательных и коммуникативных задач в конкретной культурной среде. Методами социолингвистического исследования языка диаспор являются методы анкетирования, интервьюирования и биографический метод (языковая биография). В числе прочих предполагается квотная выборка по этногруппам, разработка анкет для семейного опроса (одна анкета на семью), имеющих в споем составе ответы па вопросы о признании определенного языка родным; D наличии условий для изучения языка и детстве (семье, школе), о существовании яшковой среды (к д етете , юношестве, зрелом нозрасте); о мотивации к изучению родного языка академическим путем; о желании сохранения родною языка и coOci 'пенной семье; о сохранении фольклорной градиции, и ivoiopoii п о с тел ь языка испытывает К)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz