13. Иванищева, О. Н. Способы языковой актуализации толерантного дискурса (на материале печатных СМИ Мурманской области) // Диалог культур: культурные стереотипы в эпоху глобализации / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 35-60. – Библиогр.: с. 55-60, в тексте.

(С. Андреев. Грузины в Мурманске запели наш гимн); — И у печи с ухватом в белом платье? — удивляюсь я. — В белом, — подтверждает Раиса Садакова (Г. Дворецкая. И пляшет, и поет, и пироги печет); Отчего так? Наверное, потому, что проблем v саамов не меньше , чем президентов (И. Болычев. Водопровод не для саамов?); Так почему же молодые парни идут работать в тундру? Неужели родители не пытаются уберечь своих кровинушек от нелегкой доли ? — Сами хотят, — отвечает немногословный Василий. — Но ведь скучно, наверное, молодым-то парням жить в отрыве от цивилизации? — Нисколько, — лишь добродушно улыбаются в ответ (Н. Гречина. Вслед за оленями — по звездам). Позиция журналиста в анализируемом региональном материале эксплицируется в сопоставимом местоименном ряде: я (мой) — мы (наш) — они (их), где я — это индикатор образа автора-производителя речи (журналиста), мы — индикатор коллективного образа повествователя, они — индикатор образа героев. Использование индикатора я позволяет региональному журналисту подчеркнуть не столько личностное начало, являющееся показателем индивидуальности стиля (см. об этом: Русская речь в средствах массовой информации 2007: 32-39), сколько субъективность высказывания, которая в данных текстах представляет собой форму установления контакта с читателям (я, как и каждый читатель; я как обычный рядовой житель; конкретно я. а не некое обезличенное .мы). В отличие от текстов, «выпячивающих» авторское я и созданных для того, чтобы найти оппонента своему мнению (см. об этом, напр.: Валгина 2003: 98), анализируемые медиатексты с авторским я не имеют отстраненного субъекта повествования. См.: Среди собравшихся увидела я немало знакомых лиц. Вот председатель литовского общества « Летува» Александр Масюкас, вот моя старая знакомая Рита Абдурахманова, возглавляющая дагестанский культурный центр «Ватан», вот председатель чувашского Раиса Садокова, вот Гюльжихан Садыкова — татарский культурный центр, который она основала , так и называется «Гюльжихан». О них я когда-то писала, причем по разным поводам. <...> Хотя трудно иной раз сказать, кто кому земляк. Парвин и Нарвин, юные азербайджанки, с которыми я 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz