13. Иванищева, О. Н. Способы языковой актуализации толерантного дискурса (на материале печатных СМИ Мурманской области) // Диалог культур: культурные стереотипы в эпоху глобализации / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 35-60. – Библиогр.: с. 55-60, в тексте.

В анализируемом материале встретился такой тип воздействия на читателя, как речевое действие «совет»/«рекомендация», которое эксплицировано в формах ирреальной модальности: Пусть же не исчезает эта потребность делиться; пусть не возникают границы хотя бы в душах (3. Боровая. Делиться хлебом и песнями); И хорошо бы прийти сюда с детьми и показать им, что наша страна богата людьми, а сила ее — в дружбе этих людей (Г. Дворецкая. В слове «мы» — сто тысяч «я»); А вторая — областное общественное собрание, которому пора бы приобрести статус Общественной палаты (Н. Чечёткина. Кто-то пишет, а кто-то строит); Степень доверия читателя к журналисту возрастает при использовании жанра интервью, которые хорошо воспринимаются и, по мнению ученых, имеют высокую эффективность воздействия на аудиторию (Черепанова 2007: 15). Авторы анализируемых статей предпочитают диктумные вопросы, касающиеся непосредственно темы беседы: Сама ассоциация где, в столице Республике Коми? Почему коми делятся па зырян, ижемцев, пермяков и так далее? Разговорный язык сохранился? А как в целом с национальной культурой? Республика Коми вас как-то поддерживает? Сколько коми- ижемцев живет на Кольской земле? (В. Кондратьев. К лицу Наде коми сарафан); С чего началось объединение татар в нашей области? Трудно было собирать людей на первый концерт? Какие мероприятия проводятся Татарским культурным центром? (Э. Никитенко. Гульжихан — цветок мира); Какие задачи сегодня решают совет и активисты национально-культурной автономии «Белорусы Мурмана»? Не могли бы Вы поделиться впечатлениями о работе 26-й сессии Парламентского собрания Союза России и Беларуси, в работе которого недавно приняли участие? (А. Крупадеров. Земля нашей любви). Необходимо отметить, что вопросно-ответная форма — форма диалога — достаточно широко используется в анализируемых региональных текстах, напр.: Какой тост поднимете, когда будете отмечать окончание турнира? — спросил я у финалистов — уроженцев не самых дружественных ныне России республик бывшего СССР. — За дружбу народов! 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz