13. Иванищева, О. Н. Способы языковой актуализации толерантного дискурса (на материале печатных СМИ Мурманской области) // Диалог культур: культурные стереотипы в эпоху глобализации / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 35-60. – Библиогр.: с. 55-60, в тексте.
Применение оценки плохо в анализируемых текстах единично: Печально, что представители малочисленного народа — в России сегодня живут немногим более двух тысяч саамов — с таким трудом находят общий язык и друг с другом, и с представителями властей (О. Зайцева. Центр коренных народов стал яблоком раздора?). Употребление оценочной лексики в исследуемых текстах также создает положительный образ региона. Субъектами оценки при этом являются абстрактные понятия и конкретные предметы: судьба (интересная), потенциал (уникальный), начинания (замечательные), мероприятия (яркие), концерт (хороший), выставка (замечательная), праздник (необычный), атмосфера (благоприятная), впечатления (незабываемые), песня (зажигательная, задорная), город (удивительный), северный край (гостеприимный), граждане (активные и неравнодушные), люди (хорошие, приветливые, доброжелательные, открытые), девушки (очаровательные). Пример отрицательной оценочной лексики единичен ( бездарные политиканы), причем эта оценка дана журналистом 3. Боровой не региональным политикам, а руководству страны во времена распада Советского Союза. Примерами открытой оценки являются, по Е.Д. Богодуховой, случаи внедрения фактологической информации в концептуальную (см. об этом: Богуславская 2008: 39-40), напр.: Что символично, ведь все мы живем на российской земле (Г. Дворецкая. Пятнадцать раз — здравствуйте!); А, действительно, чего нам делить? Гораздо лучше делиться: исконной мудростью своего народа, секретами национальных ремесел, песнями, хлебом (В. Олигер. Зачем делить? Давайте делиться!); Потому что деятельность Центра — тоже одна из нынешних реалий. И в ней воплощается стремление нормальных людей, какой бы национальности они ни были, делиться лучшим из того, что создали их народы (Г. Дворецкая. Нам не жить друг без друга). Оценка — мощнейший инструмент воздействия на аудиторию, на общественное сознание (Синепупова 2006). Не менее значима в этом плане и позиция журналиста. Под речевым воздействием в данном исследовании понимается регуляция адресантом деятельности адресата в сфере равноправного сотрудничества (Желтухина 2005: 12). 50
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz