13. Иванищева, О. Н. Способы языковой актуализации толерантного дискурса (на материале печатных СМИ Мурманской области) // Диалог культур: культурные стереотипы в эпоху глобализации / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 35-60. – Библиогр.: с. 55-60, в тексте.

Давайте делиться!', рекламная (заглавия рекламного типа участвуют в создании читательского ожидания, ожидания- прогноза) (68%), напр.: Подарки от святого Николауса; И чем не поправились колъские оленеводы?; Гульжихап — цветок мира; Кто-то пишет, а кто-то строит. Как известно, заголовок современных газетных текстов ориентирован на усиление смысловой напряженности. Он становится оценочным, экспрессивным, рекламным; информирует, прогнозируя и настраивая на определенное восприятие газетного материала. Это в полной стеиени продемонстрировало исследование заголовков региональных журналистских материалов по теме. Авторы стараются привлечь внимание своих земляков, подчас удивляя и даже озадачивая читателей, используя иноязычные вкрапления («Ты у менэ едина, тилъки ты, повирь...»; Шалом, сябры; Как живется в куаксе?; Гуртом, но не батьку бить; Козацькому роду — нема переводу) и языковую игру, в частности использование прецедентных текстов (В слове «мы» — сто тысяч «я»; Возьмемся за руки. друзья). По?дцию журналистов демонстрируют заголовки статей, содержащие основную идею национальной региональной политики — единство всех национальностей на мурманской земле ( Национальность — мурманчане; Все мы — северяне; Близкая далекая Осетия; Дружба согрела сердца). Несколько навязчивое обозначение политики Правительства Мурманской области в таких заголовочных текстах зависит от уровня журналистского мастерства, но их степень влияния на формирование установки толерантного отношения, чувства единения безусловна. Для газетного публицистического стиля, задачей которого является воздействие на массовое сознание, такая «прямота» необходима. Анализ результатов использования статистического метода позволил дать характеристику единиц счета в данном исследовании. Абсолютная частотность лексем национальный, национальность, интернациональный, многонациональный; культура, культурный; фестиваль, праздник; общество, народ, народный в анализируемых текстах свидетельствует не только о тематической ориентации журналистских материалов, но и об их определенной идеологической установке. Оценочной лексики в числе частотных слов анализируемых материалов не 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz