Ищенко, В. Д. Морской вокзал : сборник / Вячеслав Ищенко. - Великий Новгород : Печатный двор «Великий Новгород», 2011. - 334 с.

Комсомольска-на-Амуре, Новомосковского химкомбината и многих других советских промышленных «брэндов». Появлялись, конечно, и совершенно новые стройплощадки - Братская ГЭС, другие гидроэлектростанции, КАМАЗ, БАМ. Ехать на стройки коммунизма было так же престижно, как сегодня отправляться на учёбу в страны Запада. Но значительно более доступно. К числу ударных дел комсомола, безусловно, относится и освоение целинных земель. Уезжать далеко на стройку, оторвавшись от родного дома, считалось проявлением героизма, мужества, гражданской зрелости и сознательности. На стройки эшелонами ехали и только что отслужившие свой срок воины Советской Армии. Комсомольцы-добровольцы. При всей сложности обустройства на новых местах «молодым строителям коммунизма» по душе были такие разительные перемены в судьбе - взять и поехать на край света. Многие не приживались, но очень многие и оставались. Строили новые города, создавали семьи, обзаводились детьми. Наряду с городами и комбинатами люди строили самих себя, по большому счёту действительно строили свою страну. Можно с иронией относиться к романтическому флёру, «зову сердца», но факт оставался фактом - гражданский порыв был, люди ударных строек составляли наиболее активный и достаточно сознательный слой населения. По сути, они представляли собой средний класс, ядро тогдашнего гражданского общества. Из общежитий они переезжали в квартиры, покупали холодильники, 254

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz