Ильичева, М. Б. Социально-гуманитарная деятельность стран Северной Европы в приграничных областях России: к постановке проблемы. (На примере Мурманской области) / М. Б. Ильичёва // III Ушаковские чтения, [Мурманск, 2-4 марта 2006 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.] ; [редкол.: А. В. Воронин (науч. ред.) и др.]. – Мурманск, 2006. – С. 135-140.

В приграничных областях России социально-гуманитарная работа зарубежных стран стала одним из ведущих направлений регионального сотрудничества. Особенно показателен в этом отношении пример севе- ро-западных районов страны, соседствующих со странами Скандинавии и Финляндией. Северные страны имеют давний опыт международного сотрудничества в социальной сфере, большие достижения в разработке теории социального развития и практики социального сотрудничества, проверенные модели взаимодействия государственных и общественных структур, общества и индивида1. Уникальные условия для развития реги­ ональных международных контактов, сложившиеся здесь к началу 1990-х гг., привели к созданию международной организации нового типа — Баренцева Евро-Арктического региона. Мурманская область с конца 1980-х гг. стала одним из центров реги­ онального сотрудничества на Северо-Западе. Этому способствовали ее уникальные природные богатства, значительный энергетический потен­ циал, высокий уровень социально-экономического развития, геополити­ ческое положение. Ведущими партнерами здесь выступили ближайшие соседи России — страны Скандинавии и Финляндия, имеющие в этом регионе стратегические интересы. В рамках Баренцева сотрудничества в Мурманской области были реализованы серьезные проекты в сфере про­ мышленности и бизнеса, экологии и энергетики, освоения природных ресурсов2. Особое место заняли в региональном международном сотрудниче­ стве в Мурманской области социально-гуманитарные проекты. Им уде­ ляют значительное внимание работающие в области представительства зарубежных государственных структур и компаний. Однако основную деятельность в этой сфере осуществляют некоммерческие обществен­ ные организации. Именно они проводят в жизнь множество больших и 1Esping-Andersson G. Social Class, Social D em ocracy and State Policy. - Copenhagen, 1980; Heckscher G. The Welfare State and Beyond: Success and Problems in Scandinavia. - Minneapolis, 1984; The Scandinavian Model: Welfare States and Welfare Research / Ed. by R. Erikson et al. - Lnd, 1987; A rcher C., M axw ell S. The Nordic Model: Studies in Policy Innovation. - Westmead, 1987; Olsson S. E. Social Policy and Welfare State in Sweden. - Lund, 1993; Petersson O. The Government and Politics o f the Nordic Countries. - Stockholm, 1994 и др. 3 Крылов С. Б. Сотрудничество на С евере Европы // М еж дународная жизнь. - 1997. - № 9; Романов Е. Российские регионы в трансграничном сотрудничестве // Там же. - № 11- 12; Сыченкова Е. В. Европейский Север России: реалии и перспективы меж дународного сотрудничества. —М урманск, 1999; Соседи на Крайнем Севере. Россия и Норвегия: от первых контактов до Баренцева сотрудничества. - М урманск, 2001; Евдокимов Ю . А. Баренцев Евро-А рктический регион: 10 лет сотрудничества // В естник Баренц-Ц ентра МГПУ. - 2002. 136

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz