Ильичева, М. Б. Социально-гуманитарная деятельность стран Северной Европы в приграничных областях России (на примере Мурманской области): к постановке проблемы / М. Б. Ильичева // Гуманитарные проекты стран Северной Европы в России = The humanitarian projects of the Nordic countries in Russia / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [редкол.: Воронин А. В., Ильичева М. Б. (отв. ред.), Кузь В. В.]. – Мурманск, 2006. – С. 8-13.

определить её основные цели, задачи, круг приоритетных интересов. В приграничных областях России социально-гуманитарная работа зарубежных стран стала одним из ведущих направлений региональ­ ного сотрудничества. Особенно показателен в этом отношении при­ мер Северо-западных районов страны, соседствующих со странами Скандинавии и Финляндией. Северные страны имеют давний опыт международного сотрудничества в социальной сфере, большие дос­ тижения в разработке теории социального развития и практики соци­ ального сотрудничества, проверенные модели взаимодействия госу­ дарственных и общественных структур, общества и индивида.1 Уни­ кальные условия для развития региональных международных контактов, сложившиеся здесь к началу 1990-х годов, привели к со­ зданию международной организации нового типа - Баренцева Евро- Арктического региона. Мурманская область с конца 1980-х годов стала одним из центров регионального сотрудничества на Северо-западе. Этому способство­ вали её уникальные природные богатства, значительный энергетичес­ кий потенциал, высокий уровень социально-экономического разви­ тия, геополитическое положение. Ведущими партнёрами здесь выс­ тупили ближайшие соседи России - страны Скандинавии иФинляндия, имеющие в этом регионе стратегические интересы. В рамках Барен­ цева сотрудничества в Мурманской области были реализованы серь­ ёзные проекты в сфере промышленности и бизнеса, экологии и энер­ гетики, освоения природных ресурсов.2 Особое место заняли в региональном международном сотрудни­ честве в Мурманской области социально-гуманитарные проекты. Им уделяют значительное внимание работающие в области представи­ тельства зарубежных государственных структур и компаний. Однако основную деятельность в этой сфере осуществляют некоммерческие общественные организации. Именно они проводят в жизнь множе­ ство больших и малых проектов, затрагивающих повседневные инте­ ресы простых людей, в том числе наименее защищённых социальных 1 Esping-Andersson G. Social Class, Social Democracy and State Policy. - Copenhagen, 1980; Heckscher G. The Welfare State and Beyond: Success and Problems in Scandinavia. - Minneapolis, 1984; The Scandinavian Model: Welfare States and Welfare Research / Ed. by R.Erikson et al. - Lnd, 1987; Archer C., Maxwell S. The Nordic Model: Studies in Policy Innovation. - Westmead, 1987; Olsson S.E. Social Policy andWelfare State in Sweden. - Lund, 1993; Petersson O. The Government and Politics of the Nordic Countries. - Stockholm, 1994 и др. : См.: Крылов С.Б. Сотрудничество на Севере Европы.// Международная жизнь. - 1997. - № 9; Романов Е. Российские регионы в трансграничном сотрудничестве. // Международная жизнь. -1997. - N 11-12; Сыченкова Е.В. Европейский Север России: реалии и перспективы международного сотрудничества. - Мурманск, 1999; Соседи на Крайнем Севере. Россия и Норвегия: от первых контактов до Баренцева сотрудничества. - Мурманск, 2001; Евдокимов Ю.А. Баренцев Евро-Арктический регион: 10 лет сотрудничества. II Вестник Баренц-ІДентра МГПУ. - 2002. 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz