Хрусталёва, А. С. Здесь мой причал : [воспоминания судового механика] / А. С. Хрусталёва. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 1988. - 118,[2] с.

За время учебы в Ленинграде Николай обзавелся ■сыном и по окончании кораблестроительного института вернулся с семьей в Мурманск. Сначала Николай работал инженером на судоверфи, потом перешел в траловый флот и там тоже был корабель­ ным инженером, а по совместительству преподавал в учебно-курсовом комбинате теорию и устройство ко­ рабля. Во время войны, работая снова на судоверфи, руко­ водил постройкой понтонного моста через реку Тулому, специально спроектированного для переправы войск ар­ мии Мерецкого при подготовке наступления, завершив­ шего разгром гитлеровских захватчиков у нас на Севере. За эту работу брат был награжден орденом Красной Звезды. Умер Николай Серапионович в 1968 году после дол­ гой и мучительной болезни. Капитана дальнего плавания, корабельного инженера Н. С. Хрусталева по сей день поминают добрым словом ветераны Мурманска, его быв­ шие сослуживцы и ученики. В ЛЕДОВОМ ПЛЕНУ Приемка РТ-60 «Рабочий» задержалась, из Ленингра­ да мы вышли с последним караваном в начале декабря 1931 года. Ударили сильные морозы, и караван замерз во льдах Финского залива. Длинной вереницей растянулись вмерзшие в лед су­ да. Широкие, как утюги, лесовозы, высокобортные транс­ порты и среди них наш маленький РТ-60. Три месяца мы день за днем ждем освобождения из ледового плена. Каждое утро «дед» изобретает нам ра ­ боту на день, чтобы переделывать ее завтра. Извели всю краску, перебрали главную машину. За этой работой коротаем дни. Вечером, когда на небе, как на огромном куполе, мер­ цают звезды и в безмолвии заснеженной ледяной равни­ ны светятся редкие огни неподвижных судов, я надеваю полушубок и выхожу на палубу. Далеко за кормой вид­ неется зарево. Оно навевает мысли о шумных улицах, звоне трамваев, сиянии электрических огней, о театраль­ ных афишах. Там Ленинград... За время стоянки в порту, ожидая окончания построй­ 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz