Хрусталёва, А. С. Здесь мой причал : [воспоминания судового механика] / А. С. Хрусталёва. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 1988. - 118,[2] с.
За время учебы в Ленинграде Николай обзавелся ■сыном и по окончании кораблестроительного института вернулся с семьей в Мурманск. Сначала Николай работал инженером на судоверфи, потом перешел в траловый флот и там тоже был корабель ным инженером, а по совместительству преподавал в учебно-курсовом комбинате теорию и устройство ко рабля. Во время войны, работая снова на судоверфи, руко водил постройкой понтонного моста через реку Тулому, специально спроектированного для переправы войск ар мии Мерецкого при подготовке наступления, завершив шего разгром гитлеровских захватчиков у нас на Севере. За эту работу брат был награжден орденом Красной Звезды. Умер Николай Серапионович в 1968 году после дол гой и мучительной болезни. Капитана дальнего плавания, корабельного инженера Н. С. Хрусталева по сей день поминают добрым словом ветераны Мурманска, его быв шие сослуживцы и ученики. В ЛЕДОВОМ ПЛЕНУ Приемка РТ-60 «Рабочий» задержалась, из Ленингра да мы вышли с последним караваном в начале декабря 1931 года. Ударили сильные морозы, и караван замерз во льдах Финского залива. Длинной вереницей растянулись вмерзшие в лед су да. Широкие, как утюги, лесовозы, высокобортные транс порты и среди них наш маленький РТ-60. Три месяца мы день за днем ждем освобождения из ледового плена. Каждое утро «дед» изобретает нам ра боту на день, чтобы переделывать ее завтра. Извели всю краску, перебрали главную машину. За этой работой коротаем дни. Вечером, когда на небе, как на огромном куполе, мер цают звезды и в безмолвии заснеженной ледяной равни ны светятся редкие огни неподвижных судов, я надеваю полушубок и выхожу на палубу. Далеко за кормой вид неется зарево. Оно навевает мысли о шумных улицах, звоне трамваев, сиянии электрических огней, о театраль ных афишах. Там Ленинград... За время стоянки в порту, ожидая окончания построй 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz