Хрусталёва, А. С. Здесь мой причал : [воспоминания судового механика] / А. С. Хрусталёва. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 1988. - 118,[2] с.

жизни искали и вводили что-то новое, в школьном обра­ зовании тоже. Вместо гимназий и реальных училищ с раздельным обучением было введено общее смешанное обучение в школах первой и второй ступени. После се­ ми классов можно было поступать в техникум, после второй ступени (девять классов) — в высшие учебные заведения. Во второй ступени пробовали применять ме­ тоды самостоятельного обучения: дальтон-план, кото­ рый... (впрочем, я и тогда не очень понимала, в чем он заключался, не могу сказать и теперь) и бригадный ме­ тод обучения: класс разбивался на бригады, которые самостоятельно изучали заданные темы, потом отвечал один из бригады, а оценки ставили всем одинаковые. Оценки были: «уд», «неуд», «весьма уд». Училась я на «уд» и «весьма уд», только за сочине­ ния часто получала «неуд». В нашей семье говорили не­ правильно: дак — вместо так, евоный ■— вместо его, пи­ рог с яблокам — вместо пирог с яблоками, ковды — вместо когда, и многое другое. Так я и писала. Однажды учительница в классе прочитала мое сочи­ нение вслух. Весь класс смеялся. Мне этот урок запом­ нился на всю .жизнь. Я и раньше очень любила читать, а после этого случая стала читать еще больше, хотя это было не так просто. Моя кровать стояла в мастерской, и единственное вре­ мя для чтения оставалось после того, когда все ложи­ лись спать. Днем было не до чтения. Школа, уроки, до­ машняя работа и помощь родителям в их портновском деле. Я зажигала маленькую керосиновую лампу, з а ­ крывала дверь в комнату и читала, читала. Иногда до утра. Кроме Чарской, Майна Рида, Марка Твена, читала прозу Пушкина. Почему-то очень запомнился «Князь Серебряный» А. К- Толстого. Любила читать про живот­ ных, потому что сама их любила и, по-моему, они ко мне тоже были неравнодушны. Любую бродячую собаку я могла увести за собой, и, если бы не родительский з а ­ прет, у нас был бы полон двор собак и кошек. Уроков в ту пору задавали мало. Учиться было лег­ ко. Свободного времени оставалось достаточно. Но дома всегда находилось какое-нибудь нудное дело, и мы, де­ ти, так и норовили улизнуть на улицу. Зимой катались на тобогганах — это длинная, тон­ кая и широкая доска, загнутая спереди. Человек пять- шесть садились на нее, плотно притиснувшись друг к дру­ гу, ноги просовывали под руки впередисидящего и такой 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz