Хрусталёва, А. С. Здесь мой причал : [воспоминания судового механика] / А. С. Хрусталёва. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 1988. - 118,[2] с.

ковой и ломиком орудовать, и еще многое другое, чего они не знают, стали не только/внимательно слушать, но и старательно записывать в конспект все, что я им дик­ товала. Начали иные вопросы задавать, по делу, будто советуясь со мной. И обращение стало иным — по име- ни-отчеству. А иногда, забывшись, переходили на судо­ вое: Серапионовна. Не знаю почему, но обращение, принятое на су­ дах, — просто по отчеству — сближает и служит призна­ ком доверия и авторитета. Это на судне, но в УКК и мо­ реходном училище оно казалось мне неуместным, и я в таких случаях курсантов всегда поправляла. Не так просто было завоевать авторитет у взрослых, ■иногда пожилых, много повидавших людей. Не всякий инженер приживался в комбинате в качестве учителя. Отсутствие же у преподавателя морской практики вос­ принималось учащимися как незнание предмета вообще. Инженер из техотдела «Мурманрыбы», хороший спе­ циалист, взялся по совместительству читать курс судо­ вых двигателей внутреннего сгорания в группе механи- ков-дизелистов. В этой группе подобрались люди, рабо­ тавшие раньше механиками или мотористами на ком­ байнах «Морзверрыбпрома», хорошо знавшие дизели фирмы «Бурмейстер и Вайн». Начинающий же препода­ ватель не нашел нужным практически познакомиться с этими машинами. На первом же уроке посыпались вопросы и поправки по схеме, нарисованной преподава­ телем на доске. Он смутился, запутался, кое-как довел урок до конца и больше в УКК не появлялся. Многим курсантам-практикам трудно было учиться в учебном комбинате из-за низкой общеобразовательной подготовки. Часто они не понимали чертежей, курс чер­ чения начинался одновременно со специальными пред­ метами и был явно недостаточен. Я выходила из положения, давая детали котлов в изометрическом изображении, и быстро научилась ри­ совать на доске от руки. Но ученики не всегда поспе­ вали за мной. То, что я диктовала на уроке, они записы­ вали в конспект, а рисунки обычно просили не стирать с доски и срисовывали их после уроков. С появлением на флоте котлов фирм «Гоуден-Джен- ■сон» и «Прюдон-Капус» одними демонстрационными чертежами было уже не обойтись. Приходилось натяги­ вать комбинезон и вместе с учениками лазить в котел. Учебников по этим котлам тоже не было (они появились 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz