Хрусталёва, А. С. Здесь мой причал : [воспоминания судового механика] / А. С. Хрусталёва. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 1988. - 118,[2] с.

учителя-наставника настоящих и будущих моряков. Учебно-курсовой комбинат был создан в начале трид­ цатых годов по рекомендации Анастаса Ивановича Ми­ кояна и сыграл немалую роль в подготовке судоводите­ лей, механиков и мотористов для рыболовного флота Мурмана. Здание на Жилстрое, в котором помещался УКК до войны, сгорело, как и большинство домов в городе, ко­ торый немцы сожгли зажигалками с самолетов в не­ обычно жаркое лето сорок второго года. После войны УКК возобновил работу в уцелевшем каменном здании педучилища и в подвальном помещении Дома между­ рейсового отдыха. Вот когда пригодился мой опыт, полученный в море и на берегу. Без него преподавать морские дисциплины было бы просто невозможно. В учебно-курсовой комби­ нат приходили учиться практики: кочегары, машинисты, демобилизованные из военного флота. Вначале они при­ няли меня с явным недоверием: дескать, баба, что она смыслит в паровых котлах и пароходных машинах, не­ бось и моря-то в глаза не видала... Не столько слушали, сколько изобретали разные хитрые, на их взгляд, вопросы. — Товарищ преподаватель, — такое обращение бы­ ло принято в первые дни моей работы с курсантами. — А скажите, пожалуйста, если крысы в поддувалах бега­ ют, что это, по-вашему, значит? Вопрос вовсе не «хитрый», но я не тороплюсь отве­ чать. Задал его кочегар с десятилетним стажем, а ко­ гда-то впервые меня о том же спросил Фомич и сам объяснил, что если колосники зашлаковались, так в под­ дувалах топки вместо ровного света тени начинают мелькать, будто крысы бегают. Так что вопрос этот вовсе и не вопрос, а чистый морской фольклор. — А как жар свернуть на сторону? — Зачем уголь на передок забрасывать? — Как это — подломать шлак? — Что за ломик — «понедельник»? — А если нет клещей, как прогоревший колосник во втором ряду сменить? Вопросы, вопросы... Не ответы им нужны были — проверяли, знаю ли я, как у котлов «уродоваться» приходится. Это вначале. После, убедившись, что такими «вопро­ сиками» меня не смутить, что знаю я и как лопатой сов­ 107

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz