Хрусталёва, А. С. Родные души : невыдуманные рассказы / Александра Хрусталёва. – Москва : [б. и.], 2009. - 310 с.: ил., портр.

Рассказчиком Александра Серапионовна всегда была пре­ красным. На каждом застолье звучал ее устный рассказ - как правило, какой-нибудь случай из жизни. Интуитивно, подсо­ знательно он был построен по строгим литературным кано­ нам: завязка, кульминация, развязка. Все слушали, раскрыв рот. Отработанная, хорошо поставленная дикция опытного педагога, которому надо любым способом вложить знания в сопротивляющиеся головы мальчишек-мореходцев, работала на то, чтобы заворожить слушателя. —Шурочка, еще расскажи, —восторгались гости, —рас­ скажи про бабушкины бриллианты или как ты попала в ава­ рию на машине. Умер Николай Николаевич. Надо, чтобы все было, как при его жизни - решила мама и села за письменный стол склады­ вать слова в предложения. Трудное дело. —Ничего у меня не получается, —сетовала она. Сыновья пришли на помощь. Они помогли ей найти тот литературный стиль, который только и мог ей соответство­ вать. Стиль простого, незатейливого рассказчика о различ­ ных жизненных ситуациях, о детстве, родителях, коллегах, соседях, детях - обо всем, что хранят коробочки, отвечаю­ щие за память. Иные рассказы получились талантливыми по большому счету. Например, «Бриллианты моей бабушки». Писательское дело предполагает широту взгляда на мир, общелюбовное отношение к нему. Опыт прошедшей трудной жизни помогал: попробуй, поработай среди мужиков на суд­ не, да еще докажи возможность эмансипации, пришедшей с романтикой революции, на деле; переживи с двумя детьми на руках войну, голод и вдобавок суд, обвинявший тебя как вра­ га народа во вредительстве, да и паровые котлы читать море­ ходцам - не очень-то женская специальность. У меня же по мере работы в школе авторитарности при­ бавлялась. Вот и скрещивалась она у нас, порою особенно лю- 200

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz