Хрусталёва, А. С. Родные души : невыдуманные рассказы / Александра Хрусталёва. – Москва : [б. и.], 2009. - 310 с.: ил., портр.

через бойскаутский посох, разводить костер. Он много лет переписывался с пионерами Архангельска. В одной из школ города был пионерский отряд имени Николая Блинова. Его называли многие «первым пионером». А мне кажется, он всю жизнь был не «первым пионером», а «последним бой­ скаутом», верным новому бойскаутскому девизу: «Бойскаут - верный сын трудового народа». Коля не верил в Бога. Это неверие подарил ему отец, ко­ торый многие годы был руководителем общества «Воин­ ствующих безбожников». Коля любил повторять изречение Николая Демьяновича: «Нет Бога, кроме человека, и чело­ век - пророк его». Он так разъяснял смысл этой фразы. Бога нет. Есть только человек - высшее произведение эволюции. И смысл состоит в том, чтобы сделать человека прекрасным, мудрым, достойным своего предназначения быть «венцом творения». Теперь я думаю, что он все правильно размышлял, только не понимал он все же, что эволюция-то, это, может быть, и есть Бог? Мне кажется именно эта вера в человека, как в Бога, и за­ ставила Колю писать. Первая книга «Костер и парус» была на­ писана по материалам его переписки с пионерами Архангель­ ска. Вторая повесть «Судьбы» - о том, как он нашел в далекой Австралии своих братьев. Нашлись они случайно, написала ему сестра отчима-эстонца. Прочитала рассказ Николая Блинова в журнале. Мы даже съездили к ним в Сидней и Бризбен, попуте­ шествовали по австралийским ровным дорогам, купались в оке­ анском прибое, но ближе братья друг к другу не стали. Иные об­ разы жизни и разные верования так и разделили нас. Мы верили в человека и жили в сталинском социализме. Они верили в бога и жили в капиталистическом мире. Так или иначе, но повесть «Судьбы» писалась, как говорится, на одном дыхании. Николай Николаевич был активным участником мурман­ ского литобъединения. Частенько после занятий в литобъе- 112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz