Хрусталева, А. С. На полубаке : рассказы / А. С. Хрусталева ; худож. Н. Н. Блинов. – Москва : Союз Российских писателей ; Мурманск, 2000. -199, [1] с.: ил.

Ж Е Н С К А Я Г А У П Т В А Х Т А Военного порта в Мурманске давно нет. Сейчас на этом месте, сразу за первым железнодорожным переездом, над домами установлена вывеска «Мурманский торговый порт», а дальше тянутся склады. Вся территория изрезана рельсами, стоят составы вагонов. У причалов транспортные корабли, большие краны грузят в них уголь. Профиль причалов тоже изменился. Домика «Плав­ средств» нет и следа — на его месте находится большой склад из гофрированного железа... Много всего хранится в человеческой памяти под спудом — до техъ пор, пока что-нибудь не оживит прошлое. Недавно я вновь заглянула сюда. И хотя все кругом резко изменилось, но мне вспомнилось то время, когда по этим причалам ходила в робе и я — групповой механик Плавсредств военного порта города Мурманска. В 1933 году, в связи с открытием судоходства по Беломор­ ско-Балтийскому каналу, на север с Балтики пришли военные корабли-миноносцы «Урицкий» и «Куйбышев», сторожевики «Ураган» и «Смерч», подводные лодки «Декабрист» и «Народоволец». Это послужило началом создания Северной военной флотилии. Для обслуживания военных кораблей требовались суда (морские буксиры, катера, баржи) и ремонтные предприятия, нужны были также и квалифицированные кадры. В газете «Полярная правда» появились объявления: требуются вольнонаемные — в том числе и групповой механик. Мне захотелось испытать свои силы на новой, более ответственной работе. Посоветовалась с мужем и перешла в «Плавсредства» на должность группового механика. В мои обязанности входило наблюдение за эксплуатацией и ремонтом вспомогательного флота, а также комплектование вольнонаемных машинных команд. Непосредственным началь­ ником был кадровый моряк Карейщ иков, осуществлявший наблюдение за плавсредствами и штурманской частью. Но кроме него хватало у меня и другого начальства — из технического отдела порта, где командовали инженеры: механики, электрики, судоводители. Корабли военого флота и мои буксиры Регистру СССР не подчинялись . П ри годно с ть судов к плаванию определяли инженеры. Ремонтная же база у военного порта была очень слабая. Судоремонтным заводам города по горло хватало траль-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz