Хрусталева, А. С. На полубаке : рассказы / А. С. Хрусталева ; худож. Н. Н. Блинов. – Москва : Союз Российских писателей ; Мурманск, 2000. -199, [1] с.: ил.

Работа в управлении завода мне совсем не нравится, незнакома специфика, особенность работы железнодорожного транспорта. С продуктами плохо, денег нет, как жить дальше, не знаю, только радует, что Борик выздоравливает. Пошла в эвакопункт узнать возможность уехать на Урал, сказали: есть направление в Молотов (Пермь). Посоветовалась с Еленой Ивановной, она из тех краев — из Тюмени, ей кажется, что так голодно, как в Вологде, там быть не может. Я хожу на работу и думаю о переезде. Борика выписали из больницы, от мужа пришел перевод. Решила ехать. Билеты здесь тоже не нужны. Погрузили нас в открытые платформы , наша была первая от паровоза, это защищало от встречного ветра, но угольная пыль и копоть летели на нас. Через несколько часов мы стали неграми, на зубах хрустел каменный уголь. Дети смеялись, видя окружающих людей черными. В дороге было плохо с водой, особенно с кипяченой для детей, плохо с продуктами. Опять выручили добрые отзывчивые женщины и подростки. Я думаю, машинист паровоза, специально останавливал состав на продолжительное время у больших сел и больших деревень. Женщины выносили детям топленое молоко, кипяченую воду, иногда ведро вареной картошки и сырую воду для пассажиров. Прошло много лет, а я до сих пор с большой благодарностью вспоминаю сердечных людей, откликнувшихся на общую беду Родины. В тяжелый момент люди как-то ближе друг другу, без просьб помогают. Наверное, сердечность их, доброта спасла не одного человека. Иногда состав останавливался около геса, вдали от жилья и тогда, кто мог бегать, бежали в кустики, сын Колюня присел около паровоза, я его торопила, неудобно — люди увидят, а машинист выглянул из окна и говорит: «Жинка, хай вин зробит». Наверное, он был украинец. Спали на досках платформы, очень трясло, неудобно, детей укладывали на мягкий багаж. На свежем воздухе спалось хорошо. Погода была теплая (середина сентября). Сколько ехали до Молотова, не помню, по пути нас пересадили с открытых платформ в товарные вагоны, это облегчило наши мучения, позволило несколько расслабиться . Все в жизни познается в сравнении, не почувствуешь хорошего, если не увидел плохое. Плохого за это время у нас было предостаточно. В эвакопункте города Молотова предложили работу теплотехника на хлебозаводе . Видимо, еще мало понимала серьезности положения, еще осталась гордость за свою профессию — судовой механик, и я отказалась работать на хлебозаводе. Как потом ругала 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz